Вопрос недели

Топ-менеджер vs предприниматель

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК

Наша компания - одна из старейших на российском ИТ-рынке, за два с лишним десятилетия пришлось разное пережить. Этот опыт привел меня к следующим выводам. Я убежден, что для любого человека самое выгодное (в долгосрочной перспективе) - найти свое призвание и стать в выбранном деле настоящим профессионалом. Звучит банально, но этот так.

А трудно воплотить этот принцип, не отступать от него никогда. Надо реализовать себя в той роли, которая отвечает ценностям, особенностям характера, внутренней мотивации. Если это произошло, все остальное, как правило, прикладывается. Сам видел сотни таких примеров.

И, напротив, если человек ради сиюминутных целей наступает на себя, берется не за то, для чего рожден, рано или поздно накатывает глубочайшее разочарование, кризис среднего возраста, кризис четверти жизни - и сверкающее здание жизни, построенное с таким трудом, разваливается.

Со стороны кажется, что работа предпринимателя и менеджера похожа, но это не так.

Подавляющее большинство людей предпринимателями быть вообще не может. Об этом говорят и объективные исследования, и мой опыт. Помню, года три-четыре назад я видел исследование, где было установлено: успешными предпринимателями могут быть не более 5-7% населения. И это в США, где предпринимательский дух очень силен! Не думаю, что у нас этот показатель выше.

Причем это верхняя граница, предельное значение. А по факту, намного меньше.

Но и эта немногочисленная группа глубоко неоднородна. Часть предпринимателей привлекают именно деньги, что толкает их в зоны наивысшей прибыли, зачастую граничащие с криминалом.

Но даже если ничего такого нет, их предприятия не становятся легендами бизнеса, маяками для других. А есть совершенно другие предприниматели. Они воплощают с помощью своего бизнеса захватившее их новое видение реальности (иногда это называют инсайтом). В основе такого бизнеса лежат не деньги, а прорывная концепция, а вокруг нее со временем возникает целое месторождение новых идей. Если при этом такие предприниматели остаются прагматиками, их компании нередко приносят фантастическую прибыль - как результат реализации возможностей, открываемых новой идеей.

Причем это удел не только Google, Apple и немногих им подобных. По тем же принципам может работать и малый, и средний бизнес.

На мой взгляд, человеку действительно стоит становиться предпринимателем только если он чувствует себя представителем именно этой группы. Хорошим управленцем тоже может быть далеко не каждый, но здесь поле возможностей гораздо шире.

Начиная карьеру, важно правильно выбрать отрасль (перспективы и субъективная предрасположенность) и масштаб предприятий (крупные, средние, стартапы).

Последнее редко принимают во внимание, но этот выбор определяет характер решаемых задач, доступные инструменты и ресурсы.

А дальше надо пройти все ступени - до той, где человек почувствует приближение к уровню своей некомпетентности.

Л.Питер установил этот принцип для иерархических организаций, но он, по-моему, универсален. Именно умение выбрать «свою» отрасль и не зайти за черту некомпетентности позволяет менеджеру быть успешным, полезным для предприятия и при этом получать удовлетворение от работы, а не выгорать. Такую работу тоже определенно можно считать выгодной.

 

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark