Лица бизнеса

Светлана Чикина: «Как, не вмешиваясь в художественную часть фильма, нивелировать правовые риски»

Светлана Чикина: «Как, не вмешиваясь в художественную часть фильма, нивелировать правовые риски»

Киноиндустрия в последнее время обретает черты цивилизованного рынка. Наряду с творческими, все большее значение приобретают юридические, аудиторские, финансовые вопросы в сфере кино и телевидения. Какую роль в производстве кино и ТВ-контента играет профессиональное сопровождение проектов, о последних изменениях в законодательстве, взаимоотношениях с Фондом кино, возрастных ограничениях и о многом другом рассказала в интервью нашему изданиюСветлана Чикина, основатель и генеральный директор компании «Делополис», которая уже более 15 лет вносит свою лепту в этот процесс.

- С чем вы столкнулись, когда вышли на рынок? Что собой представляло правовое поле?

- Конечно, мы столкнулись с некоторым беспорядком - индустрия предпочитала работать по неофициальным договоренностям, и, надо сказать, это не изменилось в корне. Но позитивные движения есть, рынок стал более цивилизованным. По крайней мере, наши клиенты осознают необходимость соблюдения налоговой отчётности и правильности оформления документации.

В то же время есть множество продюсеров и режиссёров, чьи интересы мы предоставляем в суде по вопросам неоплаченных услуг, неурегулированных отношений и так далее. Кроме того, когда мы начинали, столкнулись с дефицитом специалистов по авторскому праву. Собрать хорошую команду было очень сложно, и проблема нехватки кадров актуальна сегодня. Как правило, мы берём людей после института и выращиваем профессионалов внутри компании.

- Отчасти поэтому Вы начали преподавать во ВГИКе?

- Преподавательскую деятельность я начала два года назад. На практике наблюдаю, насколько не хватает продюсерам знаний в этой области, потому что каждый день вижу сметы, которые они составляют. Благодаря «Делополис» мне повезло посмотреть на эту ситуацию с обеих сторон и получить те знания, которыми не располагают специалисты общей компетенции. Я решила, что этим опытом нужно делиться с людьми, желающими повысить свою профессиональную квалификацию. Я просто позвонила в деканат ВГИК с предложением преподавать курс, которое с энтузиазмом было принято.

- Насколько широко, на ваш взгляд, продюсер должен разбираться в юридических и бухгалтерских вопросах? Возможно ли их контролировать внутри съёмочной группы?

Каждый занимается своим делом, продюсер не может знать бухгалтерию досконально. Лучше передавать вопросы бухучёта специалистам с должной компетенцией. Но, в то же время, иметь представление о том, что происходит, необходимо любому руководителю проекта. Хотя бы понимать, как оценить профессионализм юриста или бухгалтера.

- Есть устойчивое мнение у части продюсеров, что внутренний бухгалтер дешевле и надежнее, чем внешняя компания. Как вы строите взаимодействие с клиентами, и сколько могут стоить ваши услуги?

- Есть несколько уровней взаимодействия. Клиент может обратиться к нам единожды с конкретным делом. Мы предлагаем разовую консультацию по различным вопросам стоимостью 3500 рублей в час. Достаточно часто к нам приходят за помощью в оформлении документов для получения удостоверения национального фильма или прокатного удостоверения. Также популярны услуги депонирования, то есть регистрации авторского права на произведение.

Второй уровень - разработка пакета документов для производства полнометражного игрового фильма. Мы подготавливаем стандартные документы, передаем их клиенту - если возникают нестандартные ситуации, они вновь к нам обращаться или решают проблему самостоятельно. Также компания может пользоваться функцией главного бухгалтера: когда текущая бухгалтерия ведётся внутри, но раз в квартал наш аудитор закрывает отчётность.

Наконец, полное бухгалтерское сопровождение подразумевает, что мы сами ведем все данные в 1С, общаемся с контрагентами, налоговыми инспекциями, представляя интересы клиента. Отдельно можно выбрать услугу юридического сопровождения, однако максимально удобно и для нас, и для клиента, когда наши бухгалтер и юрист работают в связке. Внутри компании идёт обмен информации, и я считаю, что такая работа всегда более качественная, удобная и оперативная. 95% наших клиентов обслуживаются именно по этой программе.

Если клиент приходит на комплексное сопровождение, над его проектами работает юрист, главный бухгалтер; к решению нестандартных вопросов подключаются директор юридического департамента и директор департамента бухгалтерского учёта и отчётности. Важно, что мы берём на себя процесс взаимодействия с контролирующими органами, зная как с ними правильно выстраивать взаимодействие. Стоимость комплексного сопровождения начинается от 160 тысяч рублей. Это не самая низкая цена, но выгода очевидна в сравнении с наймом юриста и бухгалтера, заработные платы которых начинаются от 100 тысяч рублей. Что и говорить о небольшой вероятности получить в штат человека с необходимой компетенцией.

- У вас также есть интересное предложение для кинотеатров в виде аудита операций и отчетности по прокату. Почему вы хотите сотрудничать с представителями кинопоказа?

- «Делополис» охватывает всю сферу кино и телевидения, понимая процессы от начала производства до продажи прав, проводит аудит прокатчиков, работает с кинопроизводителями, но так получилось, что среди наших клиентов пока нет представителей кинопоказа. Поскольку в отрасли постоянно идёт дискуссия о том, насколько кинотеатры честны с правообладателями и как работает система продажи электронных билетов, то наша помощь в этом вопросе будет неоценимой.

- Одна из услуг «Делополиса» - правовая экспертиза сценария или видеоматериала, в которую в числе прочего входит анализ размещения в фильме Product placement. Что здесь оценивается?

Когда компания обслуживается у нас полностью, подобная экспертиза входит в пакет. Юрист в обязательном порядке вычитывает сценарий, проверяя, всё ли соответствует современному законодательству. Сейчас появилось достаточно много требований: отсутствие нецензурной лексики, табакокурения, алкоголя, оскорбления чувств верующих и так далее. Наша цель подсказать как, не вмешиваясь в художественную часть фильма, нивелировать возможные юридические и финансовые риски. Также на этом этапе важно оценить, к какой категории относится фильм. Например, продюсеры рассчитывают на меньшее ограничение [12+] или [6+] для того, чтобы увеличить потенциальную аудиторию. А по факту получают [18+] и теряют огромное количество зрителей. Чтобы этого не произошло, необходимо провести экспертизу на этапе сценария.

- Вы сейчас коснулись очень больной темы для киносообщества - ограничительные законы. Будучи экспертом как вы их оцениваете?

- Я положительно к ним отношусь, понимая, что каждый фильм должен ориентироваться на свою аудиторию, в том числе - возрастную. Если картина рассчитана на более взрослое поколение, то не нужно показывать её детям. Это цивилизованная нормальная практика и, наблюдая за изменениями в законодательстве, мы понимаем, что ещё многое будет меняться.

- Насколько мне известно, Фонд кино обращается к «Делополису» за услугами проверки компаний, которым было выделено финансирование. Что из себя представляет ваше сотрудничество?

- В 2014 году мы подписали с Фондом кино соглашение об оказании услуг по проверке компаний, получающих бюджетное финансирование, на предмет целевого использования выделенных им бюджетных средств. Организация может в любой момент обратиться к нам за аудитом, передав документацию проекта. Наши специалисты могут отследить по заявленным сметам фактические расходы и выявить, действительно ли на те цели были использованы средства.

- Есть ли клиенты, которые подключают «Делополис» на завершающих этапах, не с начала? Какой этап кинопроизводства, на ваш взгляд, наиболее трудоёмкий в бухгалтерских и юридических вопросах?

Да, такие клиенты есть. В производстве сериалов этапы, как правило, однотипны. Если мы говорим о полнометражных фильмах, то с точки зрения юридического сопровождения, работа важна с самого начала, с подготовительного периода, когда подписываются договоры со всей группой. Очень важно сделать это правильно, чтобы через полтора года при продаже прав не пришлось заново оформлять документы. Мы можем подключиться на любом этапе, но в этом случае почти всегда приходится многое восстанавливать, и не только нам - продюсеру придётся вновь договариваться со съёмочной группой. Кроме того, с самого начала важно понимать и учитывать, какая будет финансовая модель. Когда мы запускаем проект, составляем план ведения учёта в зависимости от того, каким образом привлечены деньги. Здесь множество тонкостей, которые должны быть оговорены и прописаны на момент договоренности продюсера и инвестора, чтобы избежать в дальнейшем разногласий.

- В каком году основана компания «Делополис»? С чего вы начинали - сразу ли вы предлагали тот комплекс услуг, которые предлагает компания сейчас?

Я и мой партнёр Наталия Дашевская основали компанию в 2000 году, то есть работаем в области кино и телевидения уже 16 лет. Обе мы пришли в индустрию из аудиторской сферы, но изначально деятельность нашей компании была связана с ведением бухгалтерского учёта. Через несколько лет мы стали получать запросы на аудиторские проверки и подключили эту услугу. Со временем стало понятно, что наиболее удобное и эффективное решение вопросов правового и финансового блока получается, когда бухгалтер, юрист, аудитор и иногда финансист работают вместе. Спустя пять лет сложилась та специализация нашей компании, которая существует и по сей день: мы предлагаем услуги комплексного бухгалтерского и юридического сопровождения.

- Большой ли у вас штат? Как изменилась компания с момента основания?

Я не могу сказать, что компания сильно выросла по численности - нас 25 человек, но за это время команда накопила громадный опыт разного уровня решения вопросов, работы с различными проектами, в том числе, крупными и международными. Это совокупный опыт компании, который вряд ли заменит один наёмный сотрудник. У нас в приоритете качество, а не количество. По этой же причине, например, мы стараемся не перегружать специалиста разными проектами. Я иногда встречаю бухгалтеров, которые с гордостью заявляют, что ведут учёт по 20 компаниям. Это неправильно. Мы адекватно оцениваем параметры качества и распределяем нагрузку между сотрудниками, которые могут со всей своей компетенцией надлежащим образом погрузиться в проект. Когда мы подбираем сотрудника в компанию, просматриваем до 500 резюме, около 50 человек попадает на тестирование, из которых более половины оказываются не главными бухгалтерами, а счетоводами. Увы!

- Как складывался ваш карьерный путь до основания компании? Соприкасались ли вы раньше с кино- или телеиндустрией?

- Ещё будучи студенткой я работала в бухгалтерии обувной фабрики «Парижская коммуна», которая к концу моего обучения существенно сократила объемы производства.

В 22 года я пришла в достаточно большую компанию ООО «Корпорация Русь», которая занималась продажей чая, где быстро доросла до должности главного бухгалтера. Спустя пять лет перешла в аудит-консалтинговую компанию БДО Юникон, где довольно долго работала в качестве руководителя проверок металлургических комбинатов.

Я с радостью вспоминаю это время: кроме интересного опыта работы с крупными клиентами, компания дала мне возможность посмотреть нашу страну в командировках. После БДО Юникон я работала советником по экономическим вопросам в адвокатском бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак». Некоторое время занималась аудитом деятельности ведущих телеканалов, но основной опыт работы с кино- и телеиндустрией пришёл в компании «Делополис».

- Сразу ли вы стали ориентироваться на кинорынок?

- Так сложилось, что с самого основания «Делополис» сотрудничает с крупными игроками кино- и телеиндустрии. За 16 лет команда накопила огромный опыт решения различных проблем. Мы знаем «от и до» эту сферу, в чём наше главное преимущество. Нам известна технология производства от предподготовительного периода до продажи прав, если речь идёт о полнометражном кино. Нет таких вопросов, над которыми бы не работала команда «Делополиса». Конечно, варианты решения проблемы всегда разные, но опыт подсказывает самый правильный путь.

- В целом, насколько правовое законодательство, с которым вы работаете, совершенно? Есть ли здесь куда двигаться, на ваш взгляд?

Проблемы есть всегда, но в этом и заключается миссия компании «Делополис» - отстаивать интересы своих клиентов. Часто всё, что касается визуального восприятия, зависит от мнения конкретного человека. Например, бутылка алкоголя в кадре есть во многих фильмах - продакт плейсмент ли это, часть сюжетной линии - наличие такой сцены зависит от того, как это снял режиссёр, как к этому отнёсся продюсер или эксперты Минкульта, выдающие прокатное удостоверение.

 

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark