Совет директоров

Андрей Давидович, генеральный директор компании «Смарт-Софт»: «Мы все выходим из зоны комфорта»

Андрей Давидович, генеральный директор компании «Смарт-Софт»: «Мы все выходим из зоны комфорта»

16 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, дающее российским товарам, услугам и работам приоритет перед иностранными при госзакупках. Новые правила вступают в силу уже с 1 января 2017 года. Андрей Давидович, генеральный директор компании «Смарт-Софт», рассказывает о том, как данное постановление повлияет на темпы развития российского рынка систем информационной безопасности, изменится ли уровень конкуренции в этом сегменте и как это отразится на системе госзакупок.

- Что, на Ваш взгляд, вынуждает регулятора делать шаги, подобные принятию такого постановления?

- Потенциал развития рынка IT-услуг и IT-продуктов в России очень велик. Поэтому государство совершило бы огромную глупость, если бы не поддержало отрасль. На сегодняшний день информационные технологии проникли во все сферы нашей жизни – от бизнеса до управления государством. Я думаю, что принятие такого постановления – это правильное решение. Благодаря ему спрос на отечественные решения со стороны госструктур вырастет, что позволит российским IT-компаниям получить максимальную прибыль, усилить свои компетенции, а также сохранит деньги внутри страны.

- Получается, что подобные инициативы – это лишь вопрос экономики?

- Нет, конечно, есть и другие задачи – для каждого сегмента рынка свои. Например, с точки зрения IT-решений для безопасности государству необходимы отечественные «защитники» сетей. Нельзя доверять иностранному решению защиту сети государственной структуры или, к примеру, предприятия ВПК. Поэтому основная цель постановления в этом сегменте – обеспечение безопасности, начиная с корпоративных сетей и заканчивая государственными.

В действительности рынок редко дает такие шансы, который есть сейчас у нашей страны. И государству необходимо им воспользоваться. Мне кажется, что регулятору надо было принимать это решение раньше. Благодаря постановлению государство дает возможность российским производителям получить большую долю на рынке. Дело в том, что отечественные решения часто по функционалу не хуже, чем иностранные, но реалии таковы, что маркетинг, продажи, стратегия, лоббирование лучше настроены у иностранных вендоров, поэтому наши продукты проигрывают.

- Изменит ли постановление расстановку сил в сегменте ПО и оборудования в целом и решений для безопасности – в частности?

- Расстановку сил в любом сегменте рынка надо смотреть в периоде – с точки зрения того, что произойдет через 5-7 лет. Если мои уважаемые коллеги по цеху – в том числе и компания «Смарт-Софт» со своими продуктами по безопасности – соберутся, а не расслабятся, будут еще быстрее и эффективнее инвестировать полученные дополнительные средства от продаж в развитие собственных продуктов – вот тогда расстановка сил изменится в нашу пользу. Если этого не произойдет, то в этом временном промежутке к лучшему ситуация не изменится.

Если говорить о рынке информационных технологий в целом, то нужно еще учитывать и присутствие азиатских игроков в стране: они не дремлют. Сегодня, приходя, например, на российский рынок «железа», такие компании убивают всех отечественных производителей. Цены, предлагаемые азиатскими производителями, благодаря дешевой сборке ниже, а ведь в любом тендере по нашему законодательству выигрывает тот, кто предлагает, прежде всего, низкую цену. Спасти российских производителей в этом случае сможет только кобрендинг, программно-аппаратные решения – это идеи, которые смогут качественно двинуть рынок и изменить ситуацию с победителями тендеров, в том числе и на госзаказы.

- Как постановление коррелирует с дружбой России с азиатскими странами? Меняет ли это постановление здесь приоритеты?

- Что меняет эта дружба? Известна поговорка: дружба дружбой, а табачок врозь. Азиатские страны несмотря на дружбу не упростили для наших компаний процедуры выхода на их рынок. Чтобы попасть, к примеру, на рынок Китая, мне придется НИОКР проводить год, затем регистрировать в Гонконге или Сингапуре компанию, потом собирать большое количество документов, проходить административные процедуры. И только затем я смогу попробовать выйти в Китай, иначе – без такой подготовки – меня китайский рынок проглотит еще на подлете. Это называется конкуренция. Китайские чиновники очень хорошо защищают собственных производителей – и это правильная стратегия.  

В России сейчас начинают делать также. И ничего плохого в том, что наш рынок стали защищать также на государственном уровне, нет. Кормить и развивать надо прежде всего своих производителей – во-первых, они никуда не сбегут, если им создать условия, в том числе – инвестиционные. Во-вторых, таким образом можно было бы очень хорошо развить технологические компании, а у собственных технологий есть и безопасность, и перспектива. Ведь сила государства не только непосредственно в управлении государством или в военной мощи – сила в наличии технологий.

Сейчас самое время поправить то сумасшедшее отставание, которое у нас на сегодняшний день существует в области технологий. С моей точки зрения, не нужно создавать собственных операционных систем и пытаться заместить Windows. Гораздо важнее закрыть границы отечественными решениями по безопасности, UTM-решениями, которые существуют на нашем рынке, пусть и не в таком большом количестве, как хотелось бы. Это даст возможность развития отечественным технологиям, программным и аппаратно-программным решениям. Компании, работающие на этом рынке, нужно приглашать во все государственные инициативы для обеспечения безопасности.

- Не снижает ли постановление конкуренцию искусственно? Ведь получается, что зарубежные производители сейчас в гостендерах уже почти не конкуренты.

- Пока это не совсем так. На данный момент иностранные вендоры отечественным компаниям конкуренты, причем серьезные: пока наши уважаемые чиновники не прозрели. Чаще всего ситуация складывается таким образом. Когда создается тендер на закупку межсетевого экрана, человек, отвечающий за его проведение в госструктуре, хочет купить сразу «мерседес» в этой области. Поэтому он идет к крупному зарубежному вендору и покупает за сумасшедшие деньги это решение. Мы, видя такой тендер, звоним и уточняем, знает ли организатор о таком постановлении Правительства – о том, что надо посмотреть на российские аналоги. Оказывается, что чиновники в курсе существования наших решений, однако они убеждены, что им нужны функции, к примеру, Check Point. Мы начинаем выяснять, какие же функции он собирается «закрывать» с помощью приобретаемого решения. Оказывается, что необходимы лишь несколько стандартных функций и Check Point – избыточное решение для этой государственной структуры.

Что получается: госструктура неэффективно покупает «мерседес» в мире файрвольных систем, тратит слишком много денег и при этом развивает иностранную компанию вместо того, чтобы научиться работать с отечественными производителями. Я не предлагаю ездить на плохой машине, которая развалится на пути из пункта А в пункт Б. Такие продукты в IT-отрасли не выживают, особенно в области безопасности. Они не могут быть ни сертифицированы ФСТЭК, ни поддержаны силовыми структурами, контролирующими безопасность. Поэтому если решение существует на рынке, значит, оно уже претерпело определенную критику и имеет вес на рынке, так что на него нужно обращать внимание.

- А как такие меры регулятора повлияют на конкуренцию между отечественными компаниями?

- Такие решения регулятора, безусловно, приведут к усилению конкуренции. Если будут расти продажи, инвестиции в развитие решений также увеличатся, а значит сами решения будут становиться все более качественными и инновационными, конкурируя друг с другом. Правда, разрабатывая стратегию влияния на IT-рынок, регулятор должен прислушиваться к мнению различные отраслевых объединений, которые отстаивают интересы российских производителей.   

- В чем принципиальное отличие постановления от запуска Реестра отечественного ПО? Не является ли оно избыточным?

- К сожалению, можно сколько угодно выпускать реестров, заполнять их российскими продуктами, но обращаться к этому реестру не будет никто из тех, кто не чист на руку, кому проще воспользоваться тем решением, которое разовьет исключительно иностранного производителя и уведет государственные деньги на Запад. Постановление фактически вынуждает чиновников обратиться к реестру отечественного ПО, иначе реестр будет просто мертвым складом упоминаний решений.  

- Что изменится для госкомпаний после вступления постановления в силу? 

- Это постановление – выход из зоны комфорта. Причем, это касается всех – и бизнеса, и госкомпаний, и самих российских производителей. Чиновникам придется по-новому посмотреть на рынок и понять, стоит ли покупать избыточные иностранные решения по сумасшедшей стоимости, когда функции, которые они должно выполнять, можно закрыть менее дорогим российским решением. Так что выход из зоны комфорта – самое главное изменение, которое произойдет для госкомпаний.  

- А что изменится для производителей?

- Постановление дает новые возможности бизнесу, и ими нужно быстро воспользоваться, поскольку санкции, контрсанкции и прочее – всё это не навсегда. Так что нужно за это время развить свой продукт таким образом, чтобы в момент исчезновения санкций мы могли иметь на рынке «тяжелых» серьезных производителей, которые смогут сами защищать свои интересы даже от таких монстров, как американские компании.

- Как подобные инициативы власти в целом влияют на ИТ-рынок нашей страны?

- Наши коллеги по АРПП «Отечественный софт» в целом воспринимают это решение позитивно. Что касается моей компании, то мы начали бежать еще быстрее. Помните, в сказке «Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла была фраза: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»? Мы сейчас находимся именно в такой ситуации и воспринимаем постановление как дополнительный шанс, но не расслабляемся, а пытаемся его использовать. Мы не знаем, сколько времени такая ситуация продлится, мы должны ускориться и получить максимальную выгоду за это время, усилить свои позиции.

- Данное постановление – это стимул для развития отрасли или сдерживающий фактор?

- К сожалению, глупому дай золото – он им подавится, а умному дай палку – он с ее помощью огонь разведет. Я уверен, что в IT-отрасли нашей страны работают только умные люди, поэтому данное постановление – это стимул, вернее, даже мотивация. Мы помним этимологию происхождения слова «стимул», поэтому термин «мотивация» здесь более уместен: это мотивация для сегодняшнего рынка производителей отечественного софта, и глупо было бы не воспользоваться возможностями, которые она открывает. Однако что будет в будущем – сказать сложно. Ведь важно не просто принять несколько постановлений или законов – нужно сделать так, чтобы они заработали и стали эффективными. 

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark