Новости

Киноправда

Киноправда

Выступая перед журналистами в дни открытия 38 ММКФ, три члена жюри декларировали принципы: что в современном документальном кино они считают высшими достижениями и на что будут ориентироваться.

Тома Бальмес пообещал, что, прежде всего, будет обращать внимание на тех режиссеров, «кто выходит за рамки условностей», и напомнил, что объект исследования документалистов интересует жюри в последнюю очередь, то есть важнее форма, а не содержание (в этом смысле).

Если понимать слова Бальмеса буквально, то может сложиться иллюзия, что у русских режиссеров шансов больше, потому что американцев председатель жюри упрекнул в излишнем крене в журналистику, французов – в политику...

Кшиштоф Герат и Сергей Дебижев поддержали коллегу в декларировании примата формы над содержанием: первый признался, что «новостная повестка» не интересует его в документалистике вообще, второй посетовал, что поток информации в мире и так слишком велик.

Они абсолютно не похожи друг на друга – ни творческой манерой, ни темами, которые им интересны. Тома Бальмес, начинавший с «кино о кино» и исследовавший творчество Антониони и Айвори, довольно рано переключился на изучение контраста миров – жизни папуасов Новой Гвинеи, кенийских военных, китайских рабочих, борцов сумо и буддийских монахов.

Кшиштоф Герат работает в пограничных областях творчества и администрирования: режиссерскую работу он сочетает с руководством Краковским МКФ, а в разные годы – фондом кино, киноинститутом и польским аналогом ТАСС.

Наконец, представить Сергея Дебижева в контексте каких-либо официальных постов нереально: почти всю свою творческую биографию он посвятил контркультуре позднего советского времени, в частности, к фигуре культового авангардиста Сергея Курехина он обращается в разных работах вот уже третье десятилетие. Что может объединять столь разных художников?

Пожалуй, аллергия на любую дидактику в документальном кино и не- приятие «лобовых» творческих решений. Забавная деталь: в интервью разных лет, говоря о разных аспектах документалистики, разные члены нынешнего жюри декларируют неприятие «кино Майкла Мура» как метафоры метода, когда режиссер все знает лучше всех и навязывает свою точку зрения зрителю.

Нет, ни в коем случае: Тома Бальмес рассказывает что ему «нравится задавать вопросы, потому что на самом деле в мире практически нет простых объяснений и однозначных ответов».

Кшиштоф Герат, повествуя о системе ценностей Краковского фестиваля, признается в нелюбви к «упрощенным фильмам о защите прав человека, окружающей среде и т.д., потому что они тезисные, и такие темы лучше раскрывать в форме репортажа».

Сергей Дебижев, поясняя, что объединяет его работы в цикл под условным названием «В реальном времени», говорит, что против «обычного информационного повествования». Каждый из членов жюри пришел к таким взглядам по-своему, но характерна история, рассказанная Тома Бальмесом: его родители, заразившись атмосферой парижского 1968 года, воспитывали его так, что ребенку не давали «четких представлений, каких-либо ясных ответов: я всегда вынужден был искать их и добиваться самостоятельно».

Самостоятельность и отказ от дидактики – вот те принципы, которые, очевидно, станут главными в документальном конкурсе ММКФ этого года.

Игорь Савельев

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark