Специалисты сферы услуг заработали 16 трлн рублей
За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей или 10% от годового ВВП России
Исследовательское агентство ORO и платформа Авито Услуги проанализировали структуру рынка, а также определили наиболее крупные категории услуг по числу занятых специалистов, выручке и объему заказов. По данным исследования*:
● Численность специалистов, работающих в сфере услуг**, насчитывает порядка 13,9 млн человек по всей стране — это каждый 6-й россиянин трудоспособного возраста. Всего в отрасли насчитывается 5,6 млн провайдеров** услуг — компаний и частных исполнителей.
● За исследуемый год (с апреля 2022 года по март 2023) россияне сделали 4,1 млрд. заказов, что принесло частным специалистам и компаниям порядка 15,9 трлн. рублей, что соответствует около 10%** от ВВП России.
● Три четверти (79%) провайдеров услуг на рынке ー это частные исполнители.
● Основной объем заказов и выручки на рынке приходится именно на частных мастеров и микро-бизнес** (график №1).
● Почти половину (43%) заказов частные мастера и компании получают через онлайн-каналы. 56% провайдеров услуг ищут клиентов через «сарафанное радио», 57% — работают с постоянными клиентами.
● Платформа Авито — лидер среди онлайн-каналов продаж: каждый 2-й исполнитель услуг (54%) использует Авито для привлечения клиентов. Следом по состоянию на 2022 год — ВКонтакте (44%), Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram*** занял 5 место (21%).
Крупнейшие категории услуг на рынке
➔ По объемам выручки исполнителей
Лидирующей отраслью на рынке услуг стала сфера строительства** (24%) — мастера и компании за год заработали 3 740 млрд. рублей. На втором месте расположились услуги изготовления на заказ (18%) и 2 859 млрд. рублей. В топ-категорий также вошли деловые (8% — 1 316 млрд. рублей), транспортные услуги (8% — 1 281 млрд. рублей), а также сфера услуг красоты и здоровья (8% — 1 208 млрд. рублей).
➔ По числу исполнителей
Самые массовые по количеству занятых специалистов категории услуг: красота и здоровье (13% — 735 тыс. провайдеров), обучение и репетиторы (11% — 623 тыс. провайдеров), деловые услуги (10% — 549 тыс. провайдеров), ремонт помещений и мелкий ремонт (10% — 538 тыс. провайдеров), IT, интернет, телеком» (9% — 505 тыс. провайдеров).
➔ По числу заказов
По числу заказов лидирует категория транспортных услуг — в 2022 году доля заказов в этом сегменте составила 28% от общего числа заказов на рынке услуг (1 144 млн. заказов). Также в лидерах оказались красота и здоровье (20% — 829 млн. заказов), деловые услуги (7% — 288 млн. заказов), обучение и репетиторы (7% — 286 млн. заказов), ремонт и установка электроники и техники (6% — 230 млн.), услуги домашнего персонала (6% — 230 млн.).
Как развивают бизнес и ищут клиентов
Рынок услуг постепенно переходит из оффлайна в онлайн. Так, по итогам 2022 года, более 40% заказов провайдерам приносят именно онлайн-каналы. Самыми популярными являются сайты объявлений (например, Авито) — их используют 36%, далее мессенджеры (Telegram, WhatsApp) — 29%, российские социальные сети — 25%, специализированные сервисы-агрегаторы — 18%, и другие (график №3).
Площадка Авито — лидер по использованию среди исполнителей, которые размещают свои предложения об услугах в интернете. Авито используют 54% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете — или каждый 2-й. Следом по состоянию на март 2023 года — ВКонтакте (44%), мессенджеры Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram***, тем временем, уступил свои позиции и занял 5 место (21%). (график №4).
* Методология исследования
Оценки объема рынка сделаны аналитическим агентством ORO на основе данных опросов работников сферы услуг (частных исполнителей и сотрудников компаний). Метод сбора данных — онлайн-опрос, рекрут респондентов на панели ORO и партнеров и River Sampling. Целевая аудитория — жители городов 100тыс.+ РФ, в возрасте от 18 до 65 лет, работающие в сфере услуг и принимающие участие в процессе поиска заказчиков (3012 интервью). Расчет годового объема заказов и суммарной годовой выручки выполнен путем экстраполяции данных исследования на генеральную совокупность — суммарное количество провайдеров услуг. Исследуемый период: апрель 2022 — март 2023.
Расчеты объема рынка сделаны применительно к провайдерам услуг только в рамках категорий из списка: IT, интернет, телеком, Бытовые услуги, Деловые услуги, Изготовление на заказ, Красота, здоровье, Услуги домашнего персонала, Обучение и репетиторы, Проведение праздников и мероприятий, Маркетинг, реклама, PR, полиграфия, Ремонт и установка электроники и техники, Строительство домов и строительные работы, Ремонт помещений и отделочные работы, Отдельные услуги по ремонту, мелкий ремонт, Сад, благоустройство территории, Транспортные услуги, Уход за животными, Фото- и видеосъёмка, Вывоз мусора и прием вторсырья, Уборка и клининг, Аренда оборудования.
График 2. Лидирующие категории на рынке услуг
По кол-ву исполнителей |
По доле заказов |
По выручке |
||||||
|
% |
Тыс. про- вайдеров |
|
% |
Млн заказов |
|
% |
Млрд. руб |
Красота и здоровье |
13% |
735,4 |
Транспортные услуги |
28% |
1 144,0 |
Строительство домов** |
24% |
3 740 |
Обучение и репетиторы |
11% |
623,2 |
Красота и здоровье |
20% |
829,4 |
Изготовление на заказ |
18% |
2 859 |
Деловые услуги |
10% |
549,6 |
Обучение и репетиторы |
7% |
286,4 |
Деловые услуги |
8% |
1 316 |
Ремонт помещений и мелкий ремонт |
10% |
538,2 |
Деловые услуги |
7% |
287,9 |
Транспортные услуги |
8% |
1 281 |
IT, интернет, телеком |
9% |
505,3 |
Ремонт и установка электроники и техники |
6% |
230,0 |
Обучение и репетиторы |
8% |
1 208 |
База (все провайдеры, рынок): 2909
График 3. Способы продвижения
Каналы привлечения заказов |
Используют |
Доля в заказах |
Постоянные клиенты |
57% |
27% |
«Сарафанное радио» |
56% |
22% |
Сайты объявлений (например, Авито, Юла) |
36% |
12% |
Мессенджеры (WhatsApp, Telegram) |
29% |
8% |
Российские социальные сети (например, ВКонтакте, Одноклассники) |
27% |
6% |
Специализированные сервисы-агрегаторы |
18% |
7% |
Реклама в интернете: реклама в поисковиках, баннеры (рекламная сеть Яндекса, Google Ads) |
13% |
3% |
Собственный сайт |
12% |
3% |
Иностранные социальные сети |
10% |
2% |
Диспетчерские |
5% |
2% |
Другие офлайн-каналы (объявления на подъездах, реклама в транспорте, на радио, в газетах) |
20% |
6% |
База (рынок): все провайдеры = 2909
График 4. Площадки по привлечению заказов на услуги
Топ-10 площадок по использованию |
% провайдеров услуг, используют канал для привлечения заказов |
% провайдеров услуг, площадка последнего полученного заказа |
Авито |
54% |
31% |
ВКонтакте |
44% |
15% |
Telegram (тематические группы/чаты) |
27% |
8% |
Whatsapp (тематические группы/чаты) |
22% |
7% |
Instagram*** |
21% |
6% |
Юла |
21% |
1% |
Яндекс Услуги |
17% |
5% |
Profi.ru / ПРОФИ |
14% |
4% |
Одноклассники |
13% |
1% |
Собственный сайт |
9% |
4% |
База (рынок): используют интернет-источники = 2909
**Компания ORO (юридическое лицо АО «Маркетинговый Информационный Центр») является одним из лидеров рынка маркетинговых исследований в России. Компания основана в 1990 году как советско-финское совместное предприятие и, по мере своего развития, в течение следующих 30 лет являлась частью таких крупных международных исследовательских групп. Начиная с сентября 2022 года, компания целиком принадлежит российским акционерам. Команда профессионалов ORO анализирует и интерпретирует данные и производит инсайты, тем самым помогая своим клиентам принимать на их основе качественные решения для коммерческого и общественного блага.
**Провайдером услуг считается частный исполнитель, команда/коллектив либо компания. Провайдер ≠ исполнитель. Заказом считается разовый найм специалиста для реализации услуги, например, одно занятие / отчет / выезд. Микро-бизнес — компании со средней численностью наемного персонала до 15 человек по итогам года. Расчет объемов рынка и его структуры сделан для ограниченного списка услуг. Оценка доли от ВВП выполнена исходя из выручки изучаемых в рамках исследования категорий (15,9 трлн от 153,4 трлн по данным Росстат), оценка доли от работоспособного населения выполнена из расчета 13,9 млн от 83,2 млн человек в трудоспособном возрасте в 2022г., по данным Росстат. Для анализа рынка услуг строительства в исследовании учитывались модульные и сборные дома на заказ, производители дом-комплектов, что могло привести к завышению объемов рынка строительства.
*** Принадлежит компании Meta Platforms Inc., чья деятельность запрещена в Российской Федерации
Создание сайтов NewMark