Новости

Круглый стол с разработчиками мобильных приложений

Круглый стол с разработчиками мобильных приложений

В московском представительстве компании Google прошел круглый стол с растущими компаниями - разработчиками мобильных приложений. Разработка приложений для мобильных устройств - сегодня основной тренд не только для ветеранов IT- бизнеса, но и для молодых компаний.

Участниками круглого стола помимо журналистов, блогеров и представителей компании Google стали:

Денис Германенко, генеральный директор CleverPumpkin, cleverpumpkin.ru

Олег Демьянов, генеральный директор WhisperArts, vk.com/whisperarts

Дмитрий Тарасов, продюсер проекта Chaos Control, chaos-control.mobi/rus

Как рассказал Олег Демьянов, его бизнес начался 4 года назад: «Мы увидели, что на Google Play нет русских приложений, которые могут развлечь ребенка. Первое приложение, которое написали называется «Азбука». Оно до сих пор в топе раздела приложений об образовании. Более 1 млн. скачиваний. Мы сделали два варианта приложения - одно платное, одно бесплатное. Пользователи стали активно скачивать приложения, появились позитивные отзывы. Мы следили за своими детьми, и видели, что им реально интересно. Так появились приложения по изучению цифр, цветов, детские сказки и т.п.».

Как отметил Олег, Google Play позволяет разрабатывать приложения практически каждому. Надо только понять, что разработчик может и каких приложений не хватает или могут быть востребованы. Очень важно получать обратную связь от пользователей и по их реакции разрабатывать новые приложения. «Так сформировалась команда, которая теперь уже разрабатывает приложения для разных платформ. Но благодаря Google Play идут основные заработки», - отметил О. Демьянов.

Дмитрий Тарасов карьеру разработчика мобильных приложений начал в 2006 г. Начинал как разработчик для Nokia, писал статьи для журнала «Хакер». Затем решил разрабатывать приложения для конечного потребителя. С ростом бизнеса, стал нанимать людей для разработки и издавать чужие приложения. В это время как раз появился Android и iOS.

«В процессе управления бизнесом столкнулся с проблемой тайм-менеджмента. Так возникла идея создания приложения Chaos Control - task manager для людей с большим количеством задач. Теперь это базовый продукт. Команда сейчас работает только над этим приложением и хочет превратить его в полноценный сервис. Приложение развивается на всех платформах, но Android - ключевая», подчеркнул в своем выступлении Дмитрий.

Руководитель аутсорсинговой компании CleverPumpkin Денис Германенко рассказал, что его фирма была основана в 2011 году. Первым клиентом стала компания Aviasales - для них было разработано первое iOS приложение. После чего Aviasales перевела всех разработчиков в свой штат и создала свой отдел разработки. Таким образом, в компании CleverPumpkin не осталось людей. Именно на этом этапе Денис присоединился к компании. Ему предложили заниматься разработкой на заказ.

«Сегодня заказчики сами выбирают платформу для своего приложения. В большинстве случаев это или iOS или Android. Один из ключевых клиентов - sports.ru. Совместно с ними выпустили уже более 200 приложений. Среди них, так называемые, «талонки» приложения для каждого клуба, вида спорта, турнира и т.д. Мы работаем также в сегменте travel и новости - делали приложения для Хабрахабр на все 3 платформы. Есть также собственный продукт-приложение читалка, - рассказал участникам круглого стола. Д. Германенко, - схема нашей работы: приходит заказчик, вместе с нуля мы создаем продукт, потом заказчик забирает его себе, чтобы поддерживать собственными силами. Но не у всех есть возможность на поддержку приложения внутри компании, т.к. надо нанимать специально разработчиков для этого. Поэтому развитие приложения часто продолжают вместе с нами».

Как основного интересанта бизнес-процессов менеджера по взаимодействиям с разработчиками, Google Наталью Ефимцеву интересовало как бизнес молодых компаний трансформировался вместе с развитием Android и Google Play, как он рос, каких показателей удалось достигнуть?

Дмитрий Тарасов отметил, что разработанное его компанией приложение Chaos Control работает на всех платформах. Года два назад действительно лидировал iOS, но за последний год все кардинально изменилось. Количество продаж на Android на 60% больше, чем на iOS.

«Отсюда вывод: платформа Android растет. Для нас это тоже хорошо - мы растем вместе с платформой. Поскольку наш бизнес небольшой, мы очень зависим от продаж. Android резко стал для нас ключевой платформой», подчеркнул разработчик. Ситуация складывается так, что разработки приложений развиваются параллельно с самой платформой Android.

Приложение сейчас отличается от того, которое было на первом Android.

«Мы используем все новинки Android. Вышли часы Android - мы сделали приложение для часов Wear. Мы тут же увидели интерес пользователей к продукту - повысились скачивания, выросли доходы. Вышел Material Design - выпустили приложение, адаптированное под Material Design. Тут же существенно выросли доходы. Развитие Android нам очень помогает. С iOS такого нет. Вышла 7-ка - мы тут же адаптировали приложение, но кардинально ничего не поменялось. А каждый глобальный апдейт Android, дает нам прирост пользовательской базы и доходов» отметил Дмитрий.

Его поддержал Олег Демьянов: «Развитие платформы заставляет тебя следить за приложениями. Если появляются новые функции, продукты, а ты не адаптируешь приложения, то пользователи теряют к ним интерес. Надо постоянно поддерживать приложения в актуальном состоянии. Хочется отметить, что платформа растет - появляется разрозненность экранов и устройств. Нужно правильно выбирать подход к разработке, чтобы фрагментация не влияла на качество приложений. Еще хочется отметить, что Google внедряет такие фишки, которые помогают лучше взаимодействовать с пользователями, например комментарии пользователей. Для разработчиков важно получать обратную связь и общаться с пользователями».

Проблему адаптации приложения к большому спектру устройств можно решить тем, что ограничить минимальную версию Android, поддерживаемую приложением 2.4.0, посоветовал Дмитрий Тарасов.

«Наша аудитория - бизнес аудитория, которая пользуется новыми топовыми мобильными устройствами. Поэтому то, что мы не поддерживаем платформы 2,3 и т.д. никак нам не мешает в плане развития продаж, а наоборот помогает, потому что мы имеем возможность развивать новые функции для Android» - продолжил он.

Денис Германенко прокомментировал эту ситуацию по-своему: «У нас самый объективный взгляд. Мы работаем под 3 платформы. Не мы диктуем, какую платформу выбирать. Когда начинали работать, iOS был в приоритете. Приходил заказчик, просил приложения для iPhone, iPad и т.п. Сейчас другая тенденция - просят два приложения одновременно. Android сейчас приобретает огромную массовость, очень сильно растет по количеству пользователей. Явно отслеживается тенденция роста бизнеса с ростом платформы. Любое обновление дизайна, устройств и т.п. - подстегивает клиента выпускать обновление приложения, чтобы обладать приложениями, конкурентоспособными на их рынке. Например, sports.ru самые популярные на их рынке, потому что они внедряют самые актуальные изменения».

Денис отметил, что наибольший всплеск интереса в бизнесе стал заметен, когда вышел Material Design. Одно время была проблема в том, что, что Android не был регламентирован по дизайну. Material Design Google исправил эту проблему. Теперь все приложения регламентированы гайдами. Дизайнерам и разработчикам проще стало работать. Material Design - пополняется. Google помогает росту бизнеса, выпуская новые программы для разработчиков и делая обновления.

Участников круглого стола интересовало, каково географическое распределение среди пользователей, какова их специфика, возраст? И оказывает ли география и демография влияет на бизнес?

Дмитрий Тарасов рассказал, основная часть аудитории его компании - бизнесмены, стартаперы или люди с большим количеством дел. 62% в России, пользуются топовыми устройствами. Лидирует Samsung- 37% пользователей. О считает, что ему крупно повезло в том, его компания имеет возможность разрабатывать продукты для аудитории, которая разбирается в технологиях, которая заинтересована в продукте и готова платить за него. Более того, помогает развиваться - выбор целевой аудитории и развитие самой платформы.

Появление Lollipop - повысил продажи. За последний год на Android стали зарабатывать на 60% больше, чем на iOS.

В разговор директоров компаний вмешалась Наталья Ефимцева, отметившая, что по статистике сейчас 1 млрд. активных пользователей на Android-устройствах, т.е. тех, кто отчитывается за последние 6 месяцев, оставляет отзывы. 84% мировых продаж смартфонов - продажи смартфоны на Android, планшетов - 66%.

Денис Германенко в связи с этим отметил, что сегодня все приложения, разрабатываемые его компаний для российского рынка. Опыт выхода на зарубежные рынки не очень большой: «Со sports.ru мы начали заниматься этим недавно. Есть проект, Scores & video, - матч-центр для футбола с онлайн, с видео-повторами и лицензионными видео. Сейчас занимаются тем, что локализуем приложение на разные языки. На iOS уже сделали, на Android - в процессе. Перевод должны делать профессиональные переводчики - обратились к специализированной компании, которая делает для нас перевод. Перевод - это целая история. Разный контекст - разный перевод. Ошибки в переводе вызывают негатив пользователей. Также мы используем специальные алгоритмы для перевода. Приложение запустилось в прошлом году в апреле. Сразу выпустили приложение на все 3 платформы. Аудитория Хабрахабр более продвинутая в плане девайсов - среди пользователей заметили приверженность к Nexus. Также отметили современность платформы. Когда выходили бета версии Android 5, у Хабрахабр уже было тысячи сессий с этой прошивкой. По девайсам - Samsung, LG, Sony Ericsson».

Заказчики зарабатывают на рекламе, сами приложения бесплатные, но с рекламой. Количество показов и кликов на рекламу на Android больше, чем на других платформах. Рекламу компания старается делать органичной к контенту, например, как будто это ячейка новости.

Это не раздражает и пользователь привыкает.

Олег Демьянов: «Наша целевая аудитория - дети и родители. Родители покупают приложения для детей. Разработка приложений для детей разных лет имеет свои особенности - до 7 лет обязательно озвучивать приложения, после 7 уже умеют читать и пользуются своими девайсами. Используем рекомендации педагогов, которые адаптирую контент для детей. Локализация - 90 % Россия и СНГ. Пробуют переводить приложения на английский, но разница в менталитете очень сильная. Отличаются образы, ассоциации, которые используются для образования в России и за рубежом. Помогают местные эксперты. Пока нет активного спроса - там свои разработчики».

Отвечая на вопрос, есть ли отток пользователей от печатных изданий к электронным и как строятся взаимоотношениями с издательствами, Олег Демьянов ответил, что его компания делится прибылью от продаж с электронных журналов. Электронные журналы не замещают, а дополняют бумажные. Есть журналы, которые могут быть только в бумажном виде, где ребенок учиться писать, разукрашивать и т.п. Электронные журналы удобны в очередях, долгих поездках и т.п.

«Мы пробовали налаживать контакты с правительством Москвы, но пока они смотрят настороженно. Сейчас мы больше сотрудничаем с изданиями. Надеемся, что в будущем сможем продвигать продукт в образовательные учреждения, чтобы сами учителя разрабатывали контент. В Смоленске, например, проходят открытые уроки с участием наших планшетов. Мы сделали журнал, в котором проверяются знания по информатики. Также есть заинтересованность компаний, которые продают плазмы детским садам и учреждениям», - рассказал Олег.

Все участники круглого стола выразили благодарность компании Google за организацию интересного мероприятия и отметили его полезность для всех участников.

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark