Обсуждаем проблему

Тайваньские производители развивают технологии

Тайваньские производители становятся всё более технологически развитыми

На вопросы «Деловой Москвы» ответил Артём Кручинов, бренд-менеджер компании «КАМИ»

- Каковы современные тенденции в мировом и тайваньском станкостроении?

- Я бы отметил желание ведущих мировых станкостроительных компаний увеличить производительность станков, их степень автоматизации с целью снизить участие человека в непосредственном производственном процессе. Это, в свою очередь, нужно для того, чтобы освободить людские ресурсы, снизить затраты на оплату труда рабочих и снизить брак из-за «человеческого фактора».

При этом станкостроительные компании стремятся расширить технологические возможности оборудования с целью максимальной универсальности оборудования, совмещения в одном станке функций нескольких, чтобы было «всё в одном» и всё это при сохранении максимальной надёжности.

Тайваньские производители становятся всё более технологически развитыми, что выражается в отказе от производства морально устаревающего оборудования, например станков без числового программного управления (ЧПУ) и сосредотачиваются на производстве высокоавтоматизированных станков, начиная уже напрямую конкурировать с рядом европейских компаний.

Идут по пути удешевления себестоимости оборудования, перенося сборку «серийных» станков, технология изготовления которых очень хорошо отработана, в соседний материковый Китай.

- Как изменится станочный парк машиностроительных компаний лет через 10-15?

- Растущая экономическая мощь Азии не может не сказаться на станкостроительных компаниях, поэтому на мой взгляд всё больше китайские и тайваньские производители будут заявлять о себе как о поставщиках надёжного и технологичного оборудования, составляя уже прямую конкуренцию европейским и японским станкостроительным компаниям.

Компании, непосредственно использующие оборудование, будут всё больше сталкиваться с необходимостью замены оборудования без числового программного управления (ЧПУ) на более технологичное по причине того, что найти рабочего-универсальщика будет всё сложнее и сложнее, а потребности в оборудовании, способном быстро перестроиться на выпуск новой продукции в условиях всё более конкурентного и быстро меняющегося рынка, будут расти.

Всё большую долю рынка будут отвоёвывать у традиционных металлорежущих станков установки выращивания деталей, особенно после того, как будут ещё более удешевлены технологии получения подобным способом деталей из металла и композитных сплавов. Развитие технологий ускоряется и одно можно сказать уверенно: впереди нас ждут всё более и более интересные технологические решения, которые будут находить своё применение в современных станках.

- Как строится кооперация тайваньских станкостроителей с коллегами в мире, в основном Япония и Китай?

- Не секрет, что мы живём в эпоху глобализма, что отражается не только на экономике, но и на производственной сфере и Тайвань в этом смысле не является исключением.

В ходе технического развития у многих стран появилась своя специализация: Япония - это в первую очередь производство систем ЧПУ (Fanuc, Mitsubishi) - числового программного управления, высокоточные подшипники (NSK, NTN, NACHI, KOYO, ASAHI), оптические линейки для контроля точности перемещения рабочих узлов станка; Китай - это литейное производство и сборочный цех, но для производства современных станков, если мы говорим о действительно качественном оборудование, требуются комплектующие и из других стран.

Например, гидравлические системы «Bosh Rexroth» (Германия) широко применяющиеся в продукции китайских и тайваньских производителей, «Renishaw» (Великобритания) - контактные и бесконтактные системы измерения, применяемые в качестве опций для снижения времени наладки оборудования и исключения брака, насосы компании «Grundfos» (Дания), высокоскоростные шпиндели для фрезерный станков от производителя «IBAG» (Швейцария), среди поставщиков токарно-фрезерных револьверных головок фигурирует один из лидеров в этой области фирма «Baruffaldi» (Италия) и пр.

Одним словом, в производство современных тайваньских станков вовлечены производители со всего мира.

- Есть ли кооперационное сотрудничество с российскими компаниями?

- Текущая экономическая ситуация в России заставляет задуматься о сборочном производстве в России, т.к. из-за падения курса нашей национальной валюты это становится экономически всё более и более целесообразным, плюс снижение издержек на таможенные пошлины, а порой ещё и уменьшение затрат на саму перевозку оборудования в случае, если станок из-за своих габаритов требует нестандартные контейнеры для доставки, в то время как узлы, из которых состоит станок, могут уместиться в обычных. Поэтому есть и предпосылки к появлению в России сборочных площадок на базе бывших станкостроительных заводов.

- Как влияет мировой и отдельно российский кризис на реализацию продукции?

- Если рассматривать в мировом масштабе, то из-за кризиса произошло падение продаж станков и это ощутимее всего ударило по небольшим компаниям, которым в жёстких рыночных условиях сократившегося рынка конкурировать с крупными производителями становится очень сложно: они не могут предоставить бОльшую отсрочку по платежам за отгруженное оборудование, дополнительные скидки, поэтому их вытесняют более крупные станкостроители, которым тоже теперь приходится биться чуть ли не за каждого клиента, да и клиент всё больше начинает смотреть на б/у оборудование, т.к. тоже стремится сэкономить буквально на всём.

Как результат, всё больше небольших фирм исчезает с рынка, а крупные вынуждены предоставлять дополнительные скидки, рассрочки, отгрузку станков дилерам на склад под реализацию вообще без предоплаты.

На российском рынке наблюдается тенденция приобретения тайваньского оборудования вместо европейского или японского, т.к. заложенных средств в бюджете предприятия из-за падения рубля на утвержденные модели станков просто не хватает (цены на импортные станки привязаны к иностранным валютам).

Сказывается запрет на поставку станков зарубежного производства на ряд оборонных предприятий, что опять же создает предпосылки для организации сборочных производств в России. Многие частные предприятия, которые не задействованы в изготовлении продукции для оборонных нужд и не имеющие крупных заказов для госмонополий, откладывают приобретение оборудование до лучших времен.

- Есть ли среди заказчиков не только крупные машиностроительные компании, но средние и даже малые компании в разных странах в том числе и из России?

- Как раз именно малые и средние машиностроительные компании отдают предпочтение станкам тайваньского и китайского производства нежели европейского, американского, корейского или японского, по причине того, что они имеют гораздо меньшие цену и срок окупаемости.

Причем, предприниматели, не имевшие до этого опыт в металлообработке, по началу чаще всего приобретают китайские станки из экономических соображений: они в среднем дешевле тайваньских, да качество пониже и это оборудование требует больше времени на обслуживание. Китайское оборудование, как правило, менее производительное, чем тайваньское, но этот выбор объясняется наличием сомнений относительно стабильности получения дальнейших заказов на продукцию, под выпуск которой приобретаются станки, необходимостью привлечения заёмных средств, неуверенностью в возможности быстрого освоения более сложных тайваньских станков имеющимися в распоряжении специалистами.

По мере того, как компания развивается, заказы растут, опыт нарабатывается, доля станков тайваньского производства увеличивается за счет того, что собственник начинает учитывать такие факторы как надёжность оборудования, его производительность, скорость переналадки на выпуск другой продукции, ограниченность в производственных площадях, необходимость снижения процента брака - всё это причины перехода с китайских станков на тайваньские.

Крупные компании, которые уверенно чувствуют себя на рынке и выпускают высокотехнологичную продукцию для авиационной, космической, оборонной промышленности, имея возможность инвестировать в производство большие средства и сталкиваясь с необходимостью выпускать продукцию, к которой предъявляются высокие технические требования, опасаются, что тайваньские станки могут не справиться с их задачами (не редко бывает, что абсолютно надумано) и предпочитают продукцию европейских и японских производителей или хотя бы корейских.

Компания КАМИ, продвигая свой принцип «разумной достаточности», на основе технико-технологического обоснования наглядно показывает и убеждает, что зачастую это лишь предрассудки относительно низкого качества тайваньских станков по сравнению с теми же корейскими, а подчас и некоторыми европейскими производителями.

- Для изготовления какой продукции могут заказывать современные роботизированные комплексы малые и средние предприятия?

- Сложно ответить на этот вопрос. Современные роботизированные комплексы малыми и средними предприятиями не так сильно востребованы в условиях российских реалий, на мой взгляд, только средние предприятия, связанные с оборонной промышленностью, которая финансируется из госбюджета, могут позволить себе подобные решения, да и то при условии крупных заказов.

В качестве примера можно привести одного из наших заказчиков, который получил заказ на производство массовых боеприпасов к малокалиберным автоматическим артиллерийским системам, автоматическим, ручным и подствольным гранатомётам для всех видов и родов Вооруженных Сил России.

- Отличаются ли потребности российских машиностроителей от общемировой тенденции, если да, то в чем?

- Отечественные предприниматели пока не готовы вкладывать деньги в оборудование с высокой степенью автоматизацией и требующими минимального участия оператора.

Всё-таки доля затрат на заработную плату рабочему персоналу в России ниже по сравнению с Европой, США, Японией, поэтому выгоднее дополнительно нанять людей, чем приобретать опции, позволяющие сократить, а иногда и вовсе отказаться от использования рабочих рук.

Второе отличие - это желание как можно меньше отдавать заказов «на сторону» и максимально создать производство замкнутого цикла, например, по причине срывов сроков поставки от подрядчиков, большого процента брака, боязни «вырастить» себе конкурента, когда твой подрядчик, наладив выпуск смежной продукции начинает отнимать у своего заказчика долю рынка уже основной продукции.

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark