Обсуждаем проблему

Учебник - это живой организм! (II часть)

Учебник - это живой организм!

Повышение профессионального уровня, подготовка и переподготовка специалистов в России - одна из первостепенных задач, стоящих перед высшей школой и государством, взявшим курс на импортозамещение, диверсификацию экономики, уход от сырьевой зависимости. Для издательства «Юрайт» создание, издание и популяризация современных учебников для вузов - это и основное направление деятельности, и миссия компании вот уже без малого 20 лет. Сегодня мы говорим с генеральным директором издательства «Юрайт» Надеждой Рыбкиной о новых трендах на рынке образования, об учебниках, электронных и онлайн-курсах как о ключевом элементе в структуре образования, существенно влияющем на весь рынок труда.

Часть 1 (http://www.delmoscow.ru/discuss_problem/?cid=bb5ba973&nid=f9f08222 )

Часть 2

- А можно все-таки хорошо обучиться дистанционно?

- Да, на базе дистанционных методов можно выучиться хорошо, даже фундаментально. Конечно, это значительно труднее, чем при очном обучении. Нужна очень серьезная мотивация и самоорганизация, не всем это под силу. Лучше получать дистанционное образование в тех вузах, где для этого есть и хорошая методика, и качественные инструменты поддержки именно дистанционного образования.

В первую очередь, это КАЧЕСТВЕННЫЕ полноценные учебники, с полной современной теорией, с практикой ее применения в реальных условиях, с анализом опыта применения, с практикумом, нацеленным на освоение навыков. Важна определенная последовательность изложения, позволяющая, двигаясь по учебному курсу и выполняя практические задания, эффективно накапливать теорию и закреплять знания. Важно общаться с преподавателями и студентами, пусть даже дистанционно, через форумы, вебинары и т.д.

Нужно «налетать часы» в каждой дисциплине. Сейчас вообще наблюдается тренд в так называемую систему «перевернутого класса», которая хорошо согласуется с дистанционным обучением. В обычной схеме лектор вещает у доски, в это время все конспектируют теорию, а дома разбираются с «домашкой».

В «перевернутом классе» все не так. Студент сам прорабатывает теорию по учебнику, который ему дал почитать «тьютор» или «инструктор», так теперь модно называть преподавателей. Потом такие студенты собираются на живую встречу с тьютором и вываливают на него кучу вопросов, самых непонятных, самых нелепых, просят объяснить то, что никак не удается понять. И тьютор делает это для всех в классе. Таким образом и происходит реальное живое обучение. Естественно, для такого обучения надо менять учебники, чтобы в них было больше модульности, чтобы появилось больше интересных тем для вопрошания. Автор такого учебника должен заложить в него провокационные вопросы и материал для размышления, кейсы и ролевые игры в виде практикумов.

Мы именно такие учебники и создаем. Кстати, дистанционное образование и меняет работу издательства.

Мы теперь понимаем, что автор сдает нам рукопись, на которую мы смотрим как на материал, который будем готовить и выпускать как в печатном виде, так и в виде электронного курса и онлайн-курса. И тут очень важно, чтобы электронное- и онлайн-образование развивалось именно на основе методически выверенных, опробованных педагогами учебников. Важно это, потому что сохраняет преемственность подходов и к электронным учебным курсам, и к печатным.

В чем это заключается? Объем материала должен коррелировать с часами преподавания этой дисциплины, учебник не должен быть велик и не должен превратиться в шпаргалку, в нем должен быть отражен необходимый и достаточный набор тем, должна быть выдержана методика погружения в дисциплину. Кроме того, учебник не должен быть просто словарем или монографией, это иной точно определенный жанр со всеми критериями, которые оцениваются при получении рукописи от автора. Тот же подход можно и нужно использовать при создании электронных- и онлайн-курсов. В этом и состоит профессиональный подход, который не дискредитирует перспективные новые возможности для получения образования, захватывающие сейчас сознание мирового образовательного сообщества.

- А как возникает хороший вузовский учебник? Он меняется или существует вне времени? В чем сложности и как они преодолеваются?

- Учебник - это живой организм! Он должен быть современен, поэтому он должен меняться практически каждый год! Каждый год выдаются нобелевские премии, каждый год каждая отрасль знаний серьезно меняется, в связи с научными открытиями, и никто не хочет учиться, усваивая знания «второй свежести». Это очень высокий темп обновлений, особенно если учесть стоящий за ними производственный процесс. Разумеется, он очень сильно повышает себестоимость учебника.

Тем не менее, мы ставим своим авторам задачу менять учебники в соответствии с новыми открытиями, показывать их и объяснять. И это касается не только учебников по какой-то одной-двум дисциплинам. Все учебники надо осовременивать в большей или меньшей степени - в зависимости от масштаба открытий.

Как учебник возникает и как развивается? Здесь я немного загляну в технологию нашего издательства, чтобы можно было почувствовать особенности именно этого вида образовательного контента. Начинается все с маркетингового исследования по тем дисциплинам, которые читаются в вузах. Надо оценить число студентов, в каких вузах и в каких направлениях подготовки есть та или иная дисциплина. Если получается, что у учебника есть коммерческий потенциал, начинается поиск автора.

Первый шаг - это мониторинг преподавателей, читающих нужную дисциплину в вузах, просмотр их публикаций, отзывов студентов, методики преподавания... И становится ясно, что этот преподаватель может написать интересный учебник, выходит на контакт.

Написать хороший учебник - это колоссальный труд на протяжении полугода-года, и не каждому дано писать так же хорошо, как вести живые лекции и семинары. Но если автор берется за него, мы совместно вырабатываем концепцию учебника (теория, практика, практикум, дополнительные материалы) и оформляем договор заказа.

Это старт долгой жизни издательства с автором и с его учебником.

Дальше автор готовит материал, наши методисты смотрят его, дают рекомендации, работа кипит. После окончательного согласования рукописи автор может немножко передохнуть перед следующим этапом, т. к. в это время над рукописью работают редакторы, причем по-настоящему, как положено это делать еще с советских времен. Занимает это от месяца до трех, в зависимости от объема рукописи. Накапливаются вопросы и предложения по улучшениям, и когда автор и редактор находят согласованные ответы, можно считать, что контент практически готов.

И уже через короткое время, необходимое на работу с макетом, готовый учебник попадает в нашу электронную библиотеку biblio-online - еще до того, как напечатан в типографии. Через год мы снова должны пройти вместе с автором подобный путь, когда будем выпускать новое издание. Кстати, если в рукописи первого издания учебника не все идеально, автор начинает готовить переиздание сразу. Проходя эти циклы год за годом, мы вместе с автором «выращиваем» его детище, - учебник, - освежаем его, наполняем все более интересными примерами и задачками.

Одновременно растет известность такого учебника в вузах, все больше вузов принимает его в свой учебный процесс. Чтобы так работать, все договора с авторами мы заключаем на 15 лет, а потом еще и продлеваем. И это дает результаты: у ряда авторов учебники выдержали уже по 10-12 изданий, а у некоторых и больше. Основная сложность - колоссальный авторский труд, который плохо оплачивается, потому что никакая цена учебника и никакие продажи не способны адекватно оплатить время таких специалистов. Поэтому в нашей стране авторы готовят учебники как энтузиасты своего дела, веря в высшее образование. Тиражи учебников для вузов очень небольшие, есть нормы на покупку учебников: 1 учебник на 2 студента (не смешно ли?) и один учебник на 5 лет, а по техническим дисциплинам - на 10 лет! Так что учебники в вузах не так уж и доступны и не так уж свежи. Как мы это преодолеваем? Уговариваем авторов, ищем таких энтузиастов, только и всего. Не все готовы, поэтому не по всем дисциплинам у нас есть качественные и зрелые учебники. Вторая проблема - умирающая профессия редактора для учебников высшего образования. Это должны быть люди с двумя образованиями - филологическим и профильным, по определенным дисциплинам. Таких людей все меньше и меньше. Как мы это преодолеваем? Учим у себя, тяжело и дорого, но нам ничего не остается.

Третья проблема - плагиат. Некоторые авторы считают возможным представить нам материал, скомпилированный из чужих текстов. Но мы в издательстве тщательно проверяем тексты и такие возвращаем авторам. Причем проблема плагиата общеинтернетовская, наш подготовленный с таким трудом учебник сканируют и выкладывают пираты. Боремся, но это очень тяжело: сегодня закрыт один пиратский сайт, а завтра появились десять новых с тем же контентом. Жаль, что нет сознания у этих предпринимателей. Ну и четвертая проблема - ограничения финансов на закупки в вузах. Стараемся делать учебники интереснее, чтобы трудно было их не купить.

- А как возникает хороший вузовский учебник?

- Как мы видели выше, для качественного учебника для вузов неизбежна очень высокая себестоимость процесса подготовки. Причем в каждый момент времени число дисциплин и учебников велико (у нас это около 1700 учебников для 900 дисциплин). А тираж каждого учебника редко доходит до 1000 экз. Для сравнения: тиражи школьных учебников составляют несколько десятков, а иногда и сотни тысяч экземпляров, а дисциплин в школьном образовании в десятки раз меньше. Но наработанная база качественного контента очень помогает «переупаковывать» знания в различные версии учебников и оптимизировать затраты на их подготовку и сопровождение.

Приведу пример. Сегодня по новым стандартам ФГОС 3+ повышается модульность и вариативность дисциплин для подготовки учащегося, плюс вводится прикладной бакалавриат, который должен быть более практикоориентирован. В связи с этим, мы готовим новые учебники на базе имеющегося контента для академического бакалавриата, создаем модули учебников, то есть делим большой курс на модули, который вуз может покупать отдельно и ими более вариативно комплектовать свои учебные программы. Кроме того, на базе написанных и апробированных учебников мы начали создание электронных курсов. Таким образом, наши учебники сегодня получают разную форму и разный размер.

- Вытеснят ли новые образовательные продукты классический учебник для вузов или ему ничего не угрожает?

- Уже сегодня существуют альтернативные каналы продвижения образовательного контента. Я уже говорила об электронных- и онлайн-курсах, о дистанционном образовании и о MOOC. В перспективе к ним добавятся интерактивные электронные учебники, а также учебники для людей с ограниченными возможностями. Контент упаковывается в продукты, приспособленные для различных технологий обучения, для различных категорий потребителей. Это объективная тенденция, которая значительно ускоряется благодаря внедрению разнообразных информационных технологий. Меняется форма, но роль учебника в образовании остается неизменной. И именно качественные зрелые учебники станут основой для создания всевозможных инновационных продуктов. Это самый простой способ совместить инновационность формы с требованиями к качеству и методической проработанностью таких продуктов. Именно такое сочетание нового и устоявшегося позволяет максимально защитить инвестиции учащегося и работодателя в образование. Несомненно, наступает интересное время для образовательных стартапов, опирающихся на качественную контентную базу.

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark