Обсуждаем проблему

Учебник - это живой организм!

Учебник - это живой организм!

Повышение профессионального уровня, подготовка и переподготовка специалистов в России - одна из первостепенных задач, стоящих перед высшей школой и государством, взявшим курс на импортозамещение, диверсификацию экономики, уход от сырьевой зависимости. Для издательства «Юрайт» создание, издание и популяризация современных учебников для вузов - это и основное направление деятельности, и миссия компании вот уже без малого 20 лет. Сегодня мы говорим с генеральным директором издательства «Юрайт» Надеждой Рыбкиной о новых трендах на рынке образования, об учебниках, электронных и онлайн-курсах как о ключевом элементе в структуре образования, существенно влияющем на весь рынок труда.

Часть 1

- Сейчас кто только не говорит, что образование - ценнейшая инвестиция в будущее. Пожалуй, сегодня уже и не встретишь человека без диплома о высшем образовании. В то же время, работодатели сетуют на нехватку квалифицированных кадров чуть ли не по всем специальностям. В чем причина противоречия?

Есть макропроблема - нашей рыночной экономике еще и 30 лет нет. Не все отрасли легко переживают переход. При этом образование попало под изменение дважды. Сначала в нашей стране изменилась система распределения специалистов: плановая экономика давала расчеты числа бюджетных мест и необходимого числа студентов в высшем и среднем образовании, а после смены строя все было отпущено на «почти» саморегулирование. Старая система невозможна, новая еще не выстроена.

А второе изменение связано общемировой тенденцией, согласно которой образование ждет переход в еще более массовую форму, в связи с новыми возможностями, которые открылись в эпоху Интернета.

Сегодня все страны ищут решения, как реформировать образование. У нас же происходит наложение этих двух тенденций. Причем это происходит на фоне возникшего в начале перестройки феномена - потребности буквально всем иметь диплом о высшем образовании. Он, в частности, породил целую систему «якобы вузов», ставшей кузницей дипломов, а не специалистов. Особенно все это затрагивает «тяжелые» для обучения специальности - технические, инженерные.

И здесь, несомненно, требуется тщательная проработка политики государства и программа поддержки и развития этих направлений подготовки специалистов. Ведь даже неспециалисту очевидно, что никакое импортозамещение невозможно без подготовки и повышения квалификации этих категорий специалистов.

А ведь учебники по этим направлениям практически вымерли, более того, нет коммерческих издательств, в которых получается это направление активно развивать, поскольку спрос на такие учебники мал, а создавать и развивать их дорого и тяжело. В то же время, есть и несомненные достижения.

Особенно в новых направлениях: новое право, новая экономика и даже психология, пришедшая к нам после открытия окна в Европу и Америку, формирование системы образования давалось гораздо легче. Заново создавались новые кафедры, всем нужно было по каким-то учебникам учить и учиться, всем хотелось стать юристами или экономистами.

До сих пор в вузах эти специальности самые востребованные среди абитуриентов.

Специалистов остро не хватало, и вузы от безысходности отправляли своих преподавателей в западные - учиться финансовому менеджменту, маркетингу, психологии, пиару. Те, в свою очередь, писали новые учебники, опираясь как на модель на приобретенные знания, на западные учебники, на опыт взаимодействия с западной системой образования.

Одновременно специалисты согласовывали между собой терминологию на русском языке. Задача издательств, в том числе и нашего, состояла в том, чтобы быстро влиться в этот процесс, подхватить его, по-новому организовав издательский процесс. Те издательства, кто этого не сумел, работали недолго и закрывались.

Эта участь постигла даже гигантов советского периода, например, издательство «Высшая школа». Юрайт же, наоборот, с нуля вышел на этот непростой рынок и сформировал на нем новую нишу.

- Как это связано с совсем новыми трендами, с высокой изменчивостью рынка труда и нормативной базы высшего образования?

Изменчивость создает перед образованием массу сложных задач. Очень быстро меняются стандарты образования, так называемые ФГОСы. Сегодня наше образование живет по ФГОС 3+, а в разработке Министерства образования уже находится ФГОС 4. При этом меняющаяся рыночная ситуация постоянно требует новых профессий, которым необходимо быстро обучать и переобучать.

А ведь для этого вуз должен проделать массу предварительной работы: оценить ситуацию и принять решение, что это долгосрочный тренд; найти специалистов-преподавателей; разработать план обучения; провести всю процедуру согласования и включить его в общую систему обучения в данном вузе.

Кроме того, найти инструменты, помогающие обучить студентов, - учебники, практикумы, задачники, дополнительные материалы.

Для некоторых специальностей необходимо найти площадки для практик, построить лаборатории для обучения практическим навыкам, приобрести приборы, станки и прочий необходимый инструментарий.

Без этого просто невозможно учить качественно и на современном уровне. И опять здесь становится ясно, что вузу гораздо дороже и сложнее учить техническим специальностям, чем, скажем, пиару.

Особо отмечу, что программы повышения квалификации и программы переобучения отличаются друг от друга и от программ основной подготовки при получении первого образования.

Так что и эту работу вузу тоже надо провести. При очень активной работе на весь процесс подготовки у вуза уходит один-два года, не меньше. Еще пара лет уходит на обкатку новой дисциплины реально.

Только после этого вуз может окончательно считать, что он действительно может этой дисциплине учить! 

- Но ведь такие изменения происходят постоянно.  Получается, что доучиваться придется всем?

- Да! И это надо уже принять как правильный и действительно необходимый путь в жизни.

Наша жизнь меняется так быстро и глубоко, что получив одно образование и одну специальность, нельзя быть уверенным, что этого хватит на всю жизнь, что на пенсию можно будет выйти с той же специальностью в трудовой книжке. Нравится это или нет, но вызовы времени нужно принимать и строить свою образовательную траекторию в соответствии с ними.

Сделать это можно, например, так.

На сегодня, получив качественное фундаментальное первое образование, можно добирать знания и компетенции годичными курсами повышения квалификации или проходя переобучение примерно раз в 7 лет. Если же первое образование было поверхностным, то возможно, надо получать второе фундаментальное образование.

Зачем? Чтобы сформировать определенный тип мышления: технический, экономический, гуманитарный, правовой. И уже к этому образованию можно периодически добавлять короткие (1-2 мес.) дистанционные или очные курсы, чтобы своевременно расширять и корректировать свои компетенции.

- А разве не может эту задачу решить корпоративное образование?

Сейчас некоторые компании-гиганты - Сбербанк, Роснефть, Газпром и некоторые другие создали у себя корпоративные университеты. В них проходят адаптацию новые сотрудники, а те, в ком компания заинтересована, подтягивают здесь новые компетенции, например, управленческие.

Понятно, что это очень ценно для организации и ее сотрудников, да и для всего рынка труда.

Но так же очевидно, что невозможно получить полноценное образование в таком формате, где приглашенные преподаватели читают краткосрочные курсы лекций.

В таком формате вполне можно научиться говорить на языке именно этой компании, понять, как в ней смотрят на какие-то вопросы и как их решают. Это действительно важно, инициатива эта прекрасна, всем бы набраться сил и финансов, чтобы создать свое качественное корпоративное обучение. Любую компанию это сделает эффективнее. Это однозначно. Но, повторюсь, это не высшее образование.

- Молодежи и представителям бизнеса импонируют массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). Платить не надо, учиться можно дистанционно. Да и большого напряжения курсы, как правило, не требуют. Получается идеальное сочетание?

- Интернет - великое открытие, оно таит в себе массу возможностей, и эти возможности пришли в образование. Это радует, наполняет все мировое образовательное сообщество новыми планами, надеждами на повышение мирового образовательного уровня.

Фактически, начался новый виток развития доступности и массовости образования. Одним из феноменов, наиболее ярко иллюстрирующих это утверждение, зачастую считают массовые открытые онлайн-курсы (MOOC).

Однако их не надо переоценивать. Нельзя научиться техническому мышлению, пройдя десяток МООС. Невозможно перевести в онлайн-формат весь курс, который читается в оффлайн-образовании, даже записав и выложив все лекции, все часы преподавателя.

Все-таки для настоящего образования, для формирования компетенции «думать» в своей области, необходимо общаться с живыми людьми-носителями этого знания и опыта, с преподавателями, желательно, влюбленных в свою область. И нужно время для впитывания знаний.

Освоение совсем новой области знания, как ни крути, требует многих часов напряженной работы.

Ничего этого MOOC не дают.

В то же время, MOOC прекрасно подходят для расширения кругозора и повышения культурного уровня, для общего понимания областей, смежных с вашей профессией, для выбора специальности или вуза, для знакомства с дисциплиной перед ее выбором в вузе, для ознакомления с главными терминами и общими законами в предметной области.

Для работодателя, родителя, самого студента, словом, для любого «инвестора», вкладывающего в получение образования значительные ресурсы и ожидающего от них адекватной отдачи, важно понять следующий риск: если есть только набор сертификатов от массы курсов, то, скорее всего, перед вами человек, понабравшийся много чего по верхам.

Но вряд ли у него сложилась целостная система знаний, вряд ли он прошел верную траекторию образования, которая как раз и формирует в человеке фундаментальность, делает его ценным специалистом. Для серьезных проектов такой сотрудник вряд ли сгодится. А если нужен человек, рассуждающий широко, но не вдаваясь в глубину вопроса, если он должен будет не вести проект, а только освещать его, то таких сертификатов вполне достаточно.

Кстати, сегодня, когда вузы и методы преподавания становятся открытыми, МООС очень хорошо подходит для привлечения абитуриентов в вуз, в магистратуру. А для самого абитуриента они дают возможность тщательнее выбрать вуз, ознакомиться с тем, как там преподают.

Это супервозможность, которой не было, когда вуз выбирали прошлые поколения студентов. Конечно, если онлайн-курсы, отражают реальный уровень преподавания в вузе (не всегда это так!).

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark