Обсуждаем проблему

Страхование в малый бизнес надо «продвигать»

Страхование в малый бизнес надо «продвигать»

Интервью с Кристосом Адамантиадисом, заместителем Председателя Совета Директоров ЗАО «Чартис».

- Россияне зачастую считают, что от судьбы не уйдешь. Насколько сложно продавать им страховые продукты?

- Лично я предпочитаю считать, что стакан наполовину полон! Точно также можно сказать, что россияне слишком большие... оптимисты, потому что считают, что уж с ними-то ничего плохого не случится, и поэтому страховка им не нужна! Какой бы вы позиции не придерживались, факты таковы, что доля страхования на российском рынке очень мала - около 1% ВНП по сравнению с 8% в Европе. В этом смысле страхование остается продуктом, который надо «продвигать», то есть продуктом (или концепцией), который «продается», а не покупается, особенно когда он предлагается потребителям и предприятиям малого бизнеса. В настоящее время я не предвижу потенциала для резкого роста продаж этим группам. Да, рост будет наблюдаться, но органический, «эволюционный», вызванный постепенным развитием общества. С другой стороны, необходимо признать, что крупные российские страховые компании являются очень искусными покупателями страховок.

- Насколько хорошо, по Вашему мнению, россияне понимают механизм и цель страхования?

- В целом, недостаточно хорошо. Однако прогресс наблюдается в определенных кругах. Например, продажи страховых продуктов банками: темпы увеличения доли на рынке, которые мы наблюдаем, высоки по любым стандартам, что свидетельствует о некотором (медленном) изменении отношения потребителей к страхованию. Если не брать в расчет сотрудников офисов и урбанистические центры, скорее всего, картина будет несколько отличаться. В этом контексте, возможно, наибольшую значимость имеет очень низкая рыночная доля страхования жизни и пенсионного страхования, что связано с низким уровнем сбережений.

- Страхование какого типа наиболее популярно среди россиян? И почему, как Вы считаете?

- Конечно же, ОСАГО и, в чуть меньшей степени, КАСКО. Все остальные страховые продукты без исключения пользуются гораздо меньшей популярностью. Тем не менее, наблюдается интересная тенденция - рост доли на рынке простых, недорогих страховых продуктов «образа жизни», продаваемых через банки (таких как мошенничество с кредитными картами, простое страхование туристов и т.д.), которые особенно привлекательны для городского населения.

- Каково соотношение обязательного и добровольного страхования в Росси? Как это влияет на страховые компании?

- В любом обществе существуют некоторые виды обязательного страхования, посредством которых укрепляется общее представление о страховании, после чего начинают распространяться добровольные виды страхования. Обычно это начинается с видов, защищающих большие группы населения и/или более слабые группы, например, обязательное страхование автогражданской ответственности - так и происходило в России. «Обязательное» страхование изначально воспринимается как нечто чужеродное, что-то вроде налога, а не средство социальной защиты. Существует этап некоторого отторжения, после чего люди замечают преимущества и начинают ценить важность страхования. Обычно на достижение хорошего уровня восприятия страхового продукта уходит 1-2 года. В настоящее время правительство готовит меры по введению нового вида обязательного страхования, а именно, страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов. Интересно, что лимиты ответственности на застрахованное лицо значительно выше, чем в автомобильном страховании и намного ближе к реальной стоимости жизни в России.

- Изменились ли тенденции страхования на российском рынке в результате кризиса, и если да, то как сильно?

- Пока мы не видим появления новых значимых тенденций. Во время кризиса в 2008 году в расходах на операционную деятельность компаний были в первую очередь урезаны расходы на страхование. Кроме того, так как автомобильное страхование составляет основную часть страховых продуктов в классе потребителей, спад продаж новых автомобилей оказал серьезное негативное воздействие на рынок страхования. Существуют признаки того, что, с одной стороны, Россия защищена от последствий глобального экономического кризиса больше некоторых других стран; с другой стороны, растущая страховая зрелость населения и корпоративного сектора, возможно, означает, что снижение расходов на страхование не будет очень существенным.

В целом, я разделяю оптимистическую точку зрения, что рост продолжится, хотя его темпы будут ниже, чем ожидалось. - Насколько сложным оказался 2011 год для глобального рынка страхования? Какова ситуация в России по сравнению с другими странами? - В 2011 году на рынке страхования наблюдались две противоположные тенденции, отражающие направления экономического развития. Согласно имеющимся у нас результатам первых 6 или 9 месяцев года, рынки США, Европы и Японии были статичными или даже наблюдалось ухудшение результатов, в то время как в других странах отмечались вполне приемлемые темпы роста.

В последней группе выделяется Россия с 15% роста. Это большое достижение для российского рынка страхования! В целом, это был очень плохой год в классе потребителей, с отрицательной прибылью и очень низким инвестиционным доходом. В корпоративном секторе ситуация несколько лучше, убытки от природных катастроф не были очень значительными, несмотря на землетрясение в Японии.

- Собираетесь ли вы запускать какие-либо новые страховые продукты в России?

- Определенно! В настоящее время мы работаем над большим количеством проектов. Приведу Вам несколько примеров: у нас очень амбициозные планы в отношении продвижения страховых программ через розничные каналы продаж и развития агентского бизнеса. Мы ожидаем значительный рост в 2012 году. У нас достаточно хорошее положение в секторе крупных корпоративных клиентов, мы ожидаем увеличения нашей рыночной доли в целевых сегментах «среднего рынка». Кроме того, мы будем продолжать инвестировать в узнаваемость бренда.

- Что нового появится на российском рынке страхования в 2012 году? -

Я вижу четыре основных направления, которые будут определять развитие рынка в 2012 году:

1) Рост продаж новых автомобилей. Автомобильное страхование является ключевым фактором динамики рынка.

2) Принятие нового закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов. Я считаю это очень позитивным событием на рынке корпоративного страхования, а также важным для соблюдения прав граждан в России.

3) Темпы роста банковского страхования. Банковское страхование - это относительно новый, но динамично развивающийся канал распространения страховых продуктов.

4) Продолжение консолидации рынка с введением новых требований к размеру капитала.

В целом, по моему мнению, на рынке страхования будет работать меньшее количество компаний, но это будут более сильные компании и будет происходить устойчивый рост страховых выплат, несмотря на то, что темпы роста будут меньше, чем в 2011 году, дистрибуция станет более профессиональной и хорошо организованной... Другими словами, взаимовыгодный сценарий для всех акционеров!

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark