Обсуждаем проблему

Кто отрегулирует саморегулирование?

 Кто отрегулирует саморегулирование?

 

С 1 января 2010 года членами саморегулируемых организаций должны стать строители и аудиторы. Оценщики прошли аналогичный рубеж 1 января 2008 года, попав в первые ряды в связи с исключением оценочной деятельности из числа лицензируемых видов. Тому, как это происходило, как новые принципы работы отразились на отрасли, к каким выводам можно прийти за два года тотальной «сронизации» оценщиков, и тому, что следует ожидать в будущем, рассказывает оценщик 1-й категории, старший преподаватель Балтийского института экономики и финансов Анна Рогова.

 Из новейшей истории

 Решением Правительства Российской Федерации признано целесообразным прекращение с 1 октября 2004 г. выполнения Министерством имущественных отношений Российской Федерации функции лицензирования оценочной деятельности, исходя из того, что контроль за деятельностью в этой сфере должен осуществляться саморегулируемыми организациями.

Основная идея законопроекта состояла в передаче ряда избыточных функций регулирования, контроля и надзора в сфере оценочной деятельности от федерального органа государственного регулирования на уровень негосударственных, в том числе саморегулируемых организаций.

Целью законопроекта является формирование механизма, обеспечивающего надлежащее выполнение ряда функций регулирования, контроля и надзора в сфере оценочной деятельности негосударственными организациями.

Изучение возможностей выполнения отдельных функций регулирования оценочной деятельности в условиях проведения административной реформы в Российской Федерации показало, что при возможности выполнения этих функций негосударственными, в том числе саморегулируемыми, организациями следует обеспечить их передачу, а также отмену с 1 января 2006 г. лицензирования оценочной деятельности.

Это позволит ускорить развитие профессионального сообщества в области оценочной деятельности в Российской Федерации при обеспечении улучшения качества работы оценщиков и специалистов-оценщиков за счет контроля за их деятельностью со стороны саморегулируемых организаций оценщиков при условии обязательного членства в саморегулируемых организациях оценщиков. При этом выработку государственной политики, а также надзор за выполнением данными саморегулируемыми организациями оценщиков требований федерального законодательства, должны осуществлять уполномоченные федеральные органы.

(Из пресс-релиза предстоящего заседания Правительства РФ 5 августа 2004 г.)

Хроника событий

Согласно статье 2 Федерального закона РФ № 157-ФЗ от 27.07.2006 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на срок до 1 июля 2007 г. установлен переходный период, в течение которого разрешалось осуществлять деятельность по прежним правилам, постепенно переходя и адаптируясь к новым.

Переходный период стал «смутным» периодом в оценочной деятельности в силу дуалистичности. С одной стороны - действуют старый стандарт (Постановление Правительства № 519) и требования старой реакции закона, с другой - часть оценщиков активно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (далее по тексту - СРОО), подчиняясь требованиям новых стандартов и осуществляя деятельность в соответствии с новой редакцией закона.

В чем же, собственно, состояла разница между старой и новой редакциями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»? Различия были очень существенными и касались не только принципов работы оценщика, условий, при соответствии которым он получал право заниматься оценочной деятельностью, но и заменяли собственно субъекта оценочной деятельности. Если раньше субъектами оценочной деятельности являлись оценочные компании и даже сами потребители оценочных услуг, то в новой редакции подход изменился кардинально.

Оценщиком (субъектом оценочной деятельности) стало физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность в соответствии с требованиями законодательства. Его профессия - определять различные виды стоимости в отношении любых объектов, возможность участия которых в гражданском обороте установлена, и высказывать об этом свое мнение, подтверждая его документом доказательного значения, называемым отчетом об оценке объекта оценки.

С этого основного и существенного изменения и начинается ряд новаций в законе, в том числе и таких, которые определяют ответственность оценщика.

В связи с чем законодатель усложнил процедуру ответственности по сравнению с принятой ранее: взамен страхования профессиональной ответственности ввел трехступенчатую систему, включающую помимо того же страхования на сумму не менее 300 000 рублей еще и возможность погашения из компенсационного фонда СРО, а также имущественную ответственность оценщика?

Чтобы понять это, необходимо вновь вернуться к законодательству, которым определены ситуации, когда привлечение оценщика является обязательным: при назначении начальной цены при приватизации объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, при национализации, изъятии для нужд государства (что сейчас и происходит в массовом порядке в Сочи), при определении цены реализации имущества в случае дефолтов заемщиков в банках, при выплатах страхового возмещения по программам ОСАГО, КАСКО и др.

То есть, по мнению законодателя, деятельность оценщика имеет публичный интерес, а потому она уже является не предпринимательской, а профессиональной. И именно СРОО, как организация, объединяющая профессионалов, призвана обеспечить функционирование оценщика и его взаимоотношения с окружающим миром.

Новым в законе явилось и то, что он определил способы осуществления оценщиком своей деятельности: занимаясь частной практикой или работая в организации на основании трудового договора.

Одним из отрицательных моментов этого нововведения в силу неразрешимости на сегодня является то, что до сих пор в нормативно-правовых актах, в частности в НК РФ, не определено понятие «частнопрактикующий оценщик». В отличие, например, от нотариусов, адвокатов, оценщик, выбирая максимально приближенную организационно-правовую форму к означенной в законе «Об оценочной деятельности» и работающий как индивидуальный предприниматель, фактически находится «вне закона».

Все это время среди профессионального сообщества ведутся споры о том, как быть «ипэшникам», как осуществлять свою деятельность. Оценщики самостоятельно ведут переписку с различными органами для получения ответов и склоняются к мнению, что в настоящий момент осуществлять оценочную деятельность «как физическое лицо с соответствующей печатью частного практика» нельзя. К сожалению, официальных разъяснений на момент написания статьи со стороны саморегулируемых организаций оценщиков, в ведении которых находятся оценщики, снимающих все вопросы, нет. Со стороны СРОО только рассматриваются предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ.

Поэтому неудивительно, что большинство оценщиков избрали себе второй вариант осуществления оценочной деятельности - заключение трудового договора с юридическим лицом. Законом предписано, что для того, чтобы фирма могла оказывать услуги по оценочной деятельности, в ней должны работать не менее двух оценщиков - членов саморегулируемых организаций. Но и здесь есть свое «но»: согласно закону об оценочной деятельности только к оценщику, подписавшему отчет, могут быть обращены претензии в случае их возникновения. Юридическое лицо может установить договором на оказание оценочных услуг свою дополнительную ответственность, а может и не делать этого!

Эта норма вступает в противоречие, в частности с Гражданским кодексом, в части ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником. Оценщик, не являясь стороной по договору на проведение оценки, получая вознаграждение, не сравнимое с ценой договора, почему-то должен отвечать перед заказчиком за качество услуг, оказываемых фирмой, вплоть до своего имущества.

Несмотря на то, что не раз поднимался вопрос об ответственности юридического лица и возможности разработки дополнительных требований к юридическому лицу, в обязательном порядке относящих ответственность и на организацию, этот вопрос до сих пор остается нерешенным. Наглядным примером сложившейся ситуации может быть такой: за некачественные сапоги, проданные вам, всю ответственность несет изготовитель лекал. Производитель как организация ни за что не отвечает, и все претензии вы можете предъявить только лекальщице Ивановой. Похоже на абсурд, не правда ли?

Сегодня фактически все СРОО имеют при себе одноименные объединения юридических лиц, куда активно агитируют вступать оценочные компании, работники которых являются уже членами саморегулируемой организации. При этом смысл этого членства неясен, так как никакими нормативными документами такое членство не требуется. Скорее всего, СРОО, которые вышли, по сути, как раз из таких добровольных объединений юридических лиц (самые первые объединения, такие, как Российское общество оценщиков (РОО), ведут свою историю с конца прошлого века), по старой памяти не хотят лишаться и этой возможности подкопить на взносах. Хотя возможно, что произошедшая по просьбе потребителей оценочных услуг смена субъекта оценочной деятельности (со всеми вытекающими отсюда последствиями) на сегодняшний день все-таки не укладывается в схему законодательного регулирования отраслей, так или иначе связанных с оценкой. Ведь возможен был и вариант, когда субъектами оценочной деятельности становились и оценщики (физические лица), и организации (юридические лица). Именно по такому пути шла, например, Украина. Возможно, эти одноименные организации для «юриков» - возможность для отступления при очередных изменениях законодательства?

Ни для кого не секрет, что законодательство наше не всегда логично, слабо унифицировано и иногда отстает от существующих реалий. Преподнесли сюрприз законодатели и оценщикам. Приняв закон, согласно которому оценщики были обязаны вступить в СРОО для осуществления деятельности, законодатели не подумали о том, что процедура регистрации самих СРОО достаточно сложна и трудно реализуема даже для организаций, возникающих на базе уже существовавших объединений оценщиков.

В результате к 1 июля 2007 года - моменту, после наступления которого все оценщики должны были стать членами СРОО, официально зарегистрированных и внесенных в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков (далее - Реестр) не существовало! По сути дела, оценщики должны были на свой страх и риск вступить в некую организацию, оплатить компенсационный фонд в размере 30 тысяч рублей и не иметь никаких гарантий того, что эта организация будет зарегистрирована в Реестре. А вероятность того, что данная организация и не получит никакой регистрации, была достаточно высока. Что бы стали делать оценщики в этом случае - в экстренном порядке вступать в другую организацию и снова платить? Немудрено, что оценщики тянули «до последнего» со вступлением в СРОО.

Такая неразбериха была результатом того, что в соответствии с законодательством саморегулируемая организация должна была на момент регистрации объединить в своих рядах минимум 300 оценщиков. Только выполнение этого требования, наряду со многими остальными, давало ей право на внесение в Реестр.

Получалась вполне современная иллюстрация к бесконечной «сказке про белого бычка»: чтобы оценщик получил право работать, нужно было вступить именно в саморегулируемую организацию, внесенную в Реестр, а для того, чтобы организация была внесена в Реестр - в нее оценщик должен был вступить.

Профессиональное оценочное сообщество ожидало разрешения ситуации, тайно надеясь на продление переходного периода. Однако за три дня до окончания переходного периода была зарегистрирована первая саморегулируемая организация оценщиков. В результате чего с 1 июля 2007 г. из числа около 12 тысяч числившихся оценщиков (если судить по количеству лицензий, выданных на осуществление оценочной деятельности) только члены первой зарегистрированной СРО полностью соответствовали закону и могли осуществлять оценочную деятельность!

Как уже говорилось выше, на тот момент в оценочном обществе насчитывалось несколько наиболее крупных общественных организаций - это Российское общество оценщиков (РОО), самое старейшее оценочное общество в России, Ассоциация российских магистров оценки (АРМО), Российская коллегия оценщиков (РКО).

Оценщики, выбравшие их в качестве своих СРО, с нетерпением ждали внесения в Реестр «своих» организаций, но этого все не происходило. Последствия такого промедления регистрации для оценщиков могли быть очень серьезными: признание договоров недействительными, потеря заказчиков.

Первые итоги

В период с 28 июня 2007 г. по 1 января 2008 г. в Реестр саморегулируемых организаций оценщиков было внесено семь СРО оценщиков. Число их не изменилось и по сегодняшний день.

В конце августа 2008 года, в первые месяцы так называемой сронизации, профессиональное сообщество получило три новых федеральных стандарта оценки (ФСО 1, ФСО 2, ФСО 3), которые вместе с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» регулировали деятельность оценщика и являлись обязательными к применению.

Не обращаясь к качественному уровню данных стандартов (об этом постоянно ведется множество дискуссий на профессиональных форумах, таких как Appraiser.ru и Labrate.ru), можно бегло отметить, что указанные выше нормативные правовые акты содержат около 200 формальных и специальных требований к результату труда оценщика, невыполнение которых может привести к признанию отчета об оценке недействительным. Оценщик в связи с этим может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, вплоть до исключения из членов СРО и лишения права заниматься профессиональной деятельностью на срок до трех лет.

Но тремя ФСО не исчерпывается перечень документов, соблюдать которые оценщик обязан в своей профессиональной деятельности.

Статьи 20 и 22 Федерального закона № 135-ФЗ содержат требования к СРО оценщиков на момент регистрации: иметь собственные стандарты и правила, которые разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки.

Естественно, что все СРОО выполнили эти требования и разработали свои стандарты (или адаптировали уже существовавшие к этому времени), где-то больше основанные на федеральных стандартах, где-то меньше. И противоречия с ФСО нет-нет да и просматриваются.

А ведь возможны ситуации, когда одну работу выполняют оценщики из разных СРО, которые обязаны исхитриться представить документ, созданный с учетом всевозможных зачастую не совпадающих требований. В такой неразберихе вероятность оказаться «крайним» у оценщика достаточно большая.

Хотя плюсы всегда есть - в целом потребители оценочных услуг отмечают качественное изменение отчетов об оценке в лучшую сторону.

СРО и закон

Статья 23 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ «О порядке включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков в части, оговаривающей исключение СРО оценщиков из Единого государственного реестра, гласит, что основанием для обращения уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО из Реестра является: «выявленное по результатам проверки несоответствие саморегулируемой организации оценщиков одному из требований, предусмотренных частью третьей статьи 22 настоящего Федерального закона».

Проведение на протяжении более двух лет постоянного мониторинга выполнения СРО оценщиков закона (информация имеется в сети Интернет http://www.labrate.ru/anna-rogova-monitoring), показало, что ни одна из СРО «не без греха».

Такая ситуация в конце концов привела к законной реакции контролирующего органа - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В результате проведенных проверок нескольким организациям были выписаны предписания об устранении нарушений, а против одной из них было подано исковое заявление на исключение из Реестра: «Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 22.07.2009 в Арбитражный суд г. Москвы подано исковое заявление об исключении Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки» из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Основанием для направления соответствующего заявления в арбитражный суд явилось неисполнение данной саморегулируемой организацией оценщиков предписания Росреестра от 03.12.2008 об устранении выявленных в ходе плановой проверки нарушений законодательства Российской Федерации».

Бурная реакция оценщиков на неприятную новость, полученную из внешнего источника, подкреплялась и полным отсутствием официальных разъяснений самой СРО. Мало кому хотелось однажды утром узнать, что он лишился права работать, а для того, чтобы получить это право, тебе потребуется снова заплатить все, положенное по закону, и в первую очередь 30 000 рублей, в очередной компенсационный фонд.(1)

Положительным эффектом для потребителей услуг стало то, что появилась доступная информация о результатах проводимых проверок и о фактах применения дисциплинарных взысканий в отношении деятельности членов СРОО. Таким образом, они могут составить мнение как о репутации самого оценщика, так и о надежности той СРОО, членом которой он является, что, несомненно, снижает риски получения некачественной оценки.

А для членов СРОО качество информации, размещаемой на официальных сайтах, является отражением отношения руководства организации к ним самим.

Вполне закономерным является то, что основные проблемы «сронизации» помог выявить кризис.

Компенсационный фонд - ловушка для всех?

«Круговая порука мажет как копоть...» - помните? Смысл, заложенный в компенсационный фонд, заключается в том, что если виноват один - платить будут все. Но это все довольно мелко по сравнению с теми проблемами, которые мы сейчас все имеем. Об этом поподробнее. Но сначала - что такое компенсационный фонд?

В соответствии с законодательством компенсационный фонд СРОО формируется для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами за счет взносов ее членов в денежной форме. Взнос каждого члена составляет на сегодняшний день 30 тысяч рублей.

Саморегулируемая организация оценщиков для размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения заключает с управляющей компанией договор доверительного управления таким фондом. Средства компенсационного фонда размещаются управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией оценщиков, и с учетом ограничений, установленных законом. Не менее чем 40 процентов этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации, и не более чем 40 процентов этих средств может быть размещено в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или паи паевых инвестиционных фондов.

В соответствии с законом «Об оценочной деятельности «не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам саморегулируемой организации оценщиков их взносов), за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заказчиками или третьими лицами. Максимальная выплата может составлять 600 тысяч рублей.

В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.

Надо ли говорить о падении рынков ценных бумаг в связи с мировым экономическим кризисом? Надо ли говорить о том, что на самом деле никто из рядовых оценщиков не знает, что сейчас происходит с компенсационным фондом и какова его нынешняя денежная оценка? А надо ли говорить о том, что в ходе проверки деятельности СРОО мы можем иметь нелицеприятный факт, что компенсационный фонд уже и не составляет положенные 30 тысяч рублей, помноженные на количество членов СРОО, так как он мог давно уже обесцениться, как акции российских эмитентов и паи инвестиционных фондов, и необходимо срочно пополнять фонд новыми взносами, иначе СРОО будет исключена из Реестра?

На сегодняшний день нет механизма, который бы защищал компенсационный фонд, а следовательно, и интересы потребителей услуг (возможность получить компенсацию за нанесенные убытки) и оценщиков (возможность быть членом СРОО и осуществлять свою профессиональную деятельность). Кто же выступит гарантом сохранности компенсационного фонда и гарантом защиты интересов как оценщиков и СРОО, так и потребителей оценочных услуг?

В случае исключения саморегулируемой организации из Реестра по любой из причин возврат средств компенсационного фонда оценщикам осуществлен не будет. Для получения права на работу оценщик должен заплатить новые взносы в новый фонд, вступить в новую СРОО и попасть в ту же самую ловушку.

Женщины и СРО

Одной из вскрывшихся проблем «сронизации» стала «проблема матери и ребенка». Получается так, что российская женщина, рожая, может одновременно заниматься и оценочной деятельностью. Суть в том, что, будучи в декрете, женщина-оценщик все равно обязана платить членские взносы и оплачивать страховку. Тема эта получила широкий резонанс в оценочном сообществе, ведь у «оценки» сегодня во многом именно женское лицо! Выявились частично неразрешенные проблемы с приостановлением членства в СРОО в связи с отпуском по родам и уходу за ребенком, временной нетрудоспособностью или переходом на другую работу. Стало известно, что органы, проверяющие СРОО, весьма негативно относятся к тому, что выявляют у оценщиков разрыв сроков страхования (даже на официально установленные праздничные дни) и выписывают различного рода предписания. Например, если очередной договор страхования закончился 31 декабря, а оценщик застраховался в первый рабочий день нового года, его уже автоматически могут привлечь к дисциплинарному взысканию. Из некоторых разъяснений официальных лиц можно понять, что все возникающие вопросы такого плана могут быть учтены внутренними нормативными документами СРО оценщиков о членстве, однако на сегодняшний день не все организации помогают своим членам в решении таких повседневных вопросов. А оценщики, получая пособие по нетрудоспособности в связи с рождением ребенка, вынуждены платить из него членские, страховые и т.д. и т.п...

В чем польза от СРО и есть ли она вообще?

Философский вопрос. Надо подумать, подождать. Посмотреть на новичков - строителей и аудиторов, на их «раны», увидеть их проблемы и способы их решения. А пока «пациент скорее мертв, чем жив».

 

(1) На момент написания статьи, по сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.09.2009, производство по делу об исключении Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации магистров оценки» из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков Арбитражным судом г. Москвы прекращено.

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark