Обсуждаем проблему

Рецепт для доктора

 Рецепт для доктора

Инновационный медицинский бизнес показал товар лицом

Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы организовал в Центральном доме предпринимателя встречу руководителей столичных малых и средних предприятий, производящих инновационную медицинскую технику и оборудование, с руководителями городских учреждений здравоохранения (больниц, стационаров, поликлиник, институтов) для выработки мер по увеличению доли закупаемого отечественного инновационного медицинского оборудования для нужд города. Это мероприятие уникально по составу участников, формату проведения и спектру инновационной продукции.
Так, в мероприятии приняли участие более 100 представителей сферы здравоохранения Москвы, включая главных врачей ведущих московских клиник, и представители более 60 столичных малых и средних предприятий, которые представили свыше 100 образцов инновационной продукции по 14 направлениям: скорая помощь, акушерство и гинекология, лабораторная диагностика, ортопедия и травматология, функциональная диагностика, общая хирургия, реабилитация, перевязочные материалы, стоматология и челюстно-лицевая хирургия, онкология, офтальмология, информационно-программное обеспечение, общая и физиотерапия, медицинское оборудование общего назначения.
Центральный дом предпринимателя впервые собрал на одной площадке ведущих производителей импортозамещающей высокотехнологичной продукции, дав возможность ведущим специалистам сферы здравоохранения города ознакомиться и посмотреть ее в действии. Формат встречи предполагал установление тесных деловых контактов для сотрудничества.
На сегодняшний день в Москве работают более 200 малых и средних предприятий, производящих качественную, не уступающую импортным аналогам медицинскую продукцию. Отечественные разработки в области функциональной, лазерной диагностики, неонатальной техники и малоинвазивных технологий могут и должны быть представлены в учреждениях здравоохранения города и страны.
Для этого необходимо повысить информированность городских заказчиков о тех разработках малых и средних предприятий, которые во многом превосходят имеющиеся зарубежные аналоги. Данная встреча дала возможность за минимальное время ознакомиться с максимальным количеством перспективных инновационных разработок.
Правительство Москвы оказывает всестороннюю поддержку малым и средним предприятиям, работающим в сфере производства медицинской техники и оборудования. Выдаются субсидии на разработку опытных образцов продукции и патентование, предоставляются поручительства и компенсируются процентные ставки по кредитам, обеспечен доступ к инвестиционным ресурсам, имеется возможность льготного размещения в московских бизнес-инкубаторах и технопарках, оказывается информационно-консультационная и кадровая поддержка, организуются «деловые миссии», способствующие продвижению инновационной продукции на региональные рынки.
Однако эта поддержка была бы неполной, если бы город не помогал предприятиям с получением госзаказа, что на сегодняшний день является большой проблемой для малого и среднего бизнеса. В соответствии с ФЗ № 94 о госзаказе основным критерием распределения госзаказа остается цена лота, что неприменимо к рынку высокотехнологичной продукции. Встреча потенциальных заказчиков и поставщиков медицинской техники и была направлена на преодоление этого критерия, являясь не единичной акцией, а системной работой Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы по реализации Постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года № 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-1012 годы».
В рамках данного постановления предполагается формирование реестра инновационной продукции, организация демонстрационных показов продукции потенциальным городским заказчикам, создание условий для ускорения внедрения результатов научно-технической деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Встреча в ЦДП явилась первым шагом на пути построения общегородской системы стимулирования сбыта инновационной продукции малых и средних предприятий Москвы, и неслучайно первым союзником ДМСП в этом направлении стал Департамент здравоохранения города Москвы, который издал распоряжение, направленное на активизацию использования инновационной продукции в деятельности подведомственных ему организаций.

В планах - создание специального кластера производителей медтехники

Михаил Вышегородцев, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы:
- Более шестидесяти предприятий принимают участие в выставке: производители медицинский техники, оборудования, перевязочных материалов, охранного обеспечения. Это около трети всех предприятий, работающих
в этой отрасли в Москве, - всего их около двухсот.
Мы предлагаем сделать такие встречи традиционными, потому что они очень полезны как для малых и средних предприятий, так и для системы здравоохранения, которую на сегодняшней выставке представляют около восьмидесяти главных врачей больниц, медицинских центров и специалистов, занимающихся закупкой медтехники.
В Правительстве Москвы готовится программа развития медицинских технологий на 2011-2013 годы, и на нее будет ежегодно выделяться по 400-500 млн руб. Уже в этом году наш департамент получил дополнительные 100 млн руб. на инновации, а в планах - создание специального кластера производителей медтехники.
Многие из участников выставки отмечали, что бюджетная помощь не может не радовать. Конечно, ведь предприятие получает дополнительную возможность развиваться, вводить новые разработки, выпускать новую
технику, патентовать ее и выходить на рынок, в т.ч. и зарубежный.
Кстати, о рынке. Некоторые предприниматели сетуют на то, что спрос в регионах выше, чем в Москве. Я буду просить губернаторов и своих коллег в регионах, чтобы они также собрали своих специалистов по закупке медтехники, и будем действовать сообща. Давайте осваивать другие регионы, страны - мы готовы вам в этом помогать, в т.ч. и финансово.

Отечественный производитель должен присутствовать на рынке

Андрей Сельцовский, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы:
- Много лет мы, к сожалению, ориентировались только на импортные поставки медтехники. Но в последнее время активно развивается система отечественных производств, которые поставляют достойную, с хорошей разрешительной способностью аппаратуру. Это должно изменить нашу психологию, и уже меняет. Можно судить даже по выставке: представлен целый ряд перевязочных материалов, которые пользуются тотальным спросом у городского здравоохранения, и авторы этих изделий подтверждают, что основные заказчики сегодня - московские поликлиники и больницы.
Также представлено достойнейшее программное обеспечение, которое демонстрировали и президенту, и премьер-министру страны, и мы должны это максимально разрабатывать и внедрять в наших лечебных учреждениях.
Но есть проблема. Сегодня, к сожалению, многие наши главные врачи и производители считают, что мы им должны все принести в кабинеты. Это не так. Это не уговоры и не решения - это их прямая обязанность, а также указание руководства страны: отечественный производитель должен присутствовать на рынке и официально иметь право приоритета перед иностранным.
Так что в сотрудничестве между производителями и здравоохранением необходима взаимная вежливость, предполагающая правильную постановку задач и взаимопонимание.
И еще раз обращаюсь к нашим руководителям и господам производителям: будьте взаимно вежливы. И мы всегда ждем вас у себя.

Дешевизна не может быть единственным критерием

Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты
- Леонид Михайлович, как вы оцениваете представленное здесь оборудование? Насколько оно, на ваш взгляд, конкурентоспособно, если сравнивать с импортными аналогами?
- Мне сложно сказать, насколько то оборудование, которое представлено на выставке, конкурентоспособно. Надо посмотреть его в действии, поговорить с врачами, которые на нем работают. Хорошо бы понять, какова сервисная сеть предприятия-изготовителя: ведь техника имеет свойство выходить из строя. Но вообще я удивлен тем, как много производится медицинского оборудования. И это только в Москве! Понятно, что полностью наше оборудование не сможет вытеснить импортное, но стремиться к этому надо.
- Здесь представлены в основном малые предприятия. Себестоимость производимой ими продукции по определению выше, чем у зарубежных конкурентов. Получается, что 94-й Федеральный закон перекрывает им дорогу на рынок?
- Я активный противник этого закона в том виде, в котором он сейчас работает. Он не только не устранил коррупционную составляющую, но внес еще дополнительный негатив. Не может критерий дешевизны быть единственным при отборе поставщика.

Загадки права писания

В начале июня в Центральном доме предпринимателя прошла рабочая встреча и демонстрация инновационных импортозамещающих технологий в разработке медицинской техники «Малый бизнес Москвы - российскому здравоохранению». Корреспондент «ДМ», беседуя с руководителями некоторых предприятий - участников встречи, задал им ряд вопросов.
«Нет прозрачной, открытой процедуры выбора поставщика»
Из беседы с генеральным директором ООО «ЗОР» Н. Груздевым.
- Николай Юрьевич, Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является основой, на которой строятся отношения производителей медицинской техники и лечебных учреждений. На ваш взгляд, это совершенный механизм?
- Что касается реализации ФЗ № 94 на практике, то здесь создалась странная ситуация. Дело в том, что я в течение восьми лет был членом комитета по новой медтехнике Минздрава, тогда еще существовала такая структура. И тогда же работали комиссии, которые состояли из ведущих врачей, ориентирующихся в различных областях медицины, и технарей - тех, кто по данному направлению проектировал и изготавливал медтехнику. И у нас были ежемесячные встречи, где обсуждалось, какие аппараты надо делать и кто их будет производить. Работали эти комиссии на общественных началах, но к их рекомендациям не только прислушивались, но и на их основе принимались серьезные решения. Это был разумный механизм, и он работал под эгидой Минздрава. В результате появлялась аппаратура, которая сразу поступала в клиники и больницы, а врачи уже знали, как с ней работать. Сегодня всего этого нет. Нет диалога и нет взаимопонимания. Есть конкурсы. Но глядя на то, чем они заканчиваются, становится совершенно непонятно, почему огромные деньги, которые выделяет государство, направляются на какие-то второстепенные, а порой и бесперспективные направления, в то время как основные и конкурентоспособные остаются без финансирования.
- А как сейчас происходит отбор претендентов на финансирование?
- Существует система аффилированных экспертов, которых никто никогда в глаза не видел, но их мнение оказывается решающим. Они действуют инкогнито, и когда им направляется какой-либо проект, то в ответ порой приходит документ с абсолютно неадекватным отзывом или заключением. Создается впечатление, что этот эксперт просто не понял, что предлагает автор, т.е. предприятие, и отреагировал чисто механически: если мне непонятно, значит, и не нужно. Вот наглядный пример. Сейчас все говорят об импортозамещающей продукции, мол, надо срочно все это осваивать. Хорошо, у нас есть мощный лазер, такой же продается за рубежом за большие деньги. Наш стоит в четыре раза дешевле, по характеристикам - аналог, а некоторые параметры даже выше. Причем хочу подчеркнуть, мы в России делаем это не на коленке, отнюдь. Наша компания входит в состав международного холдинга, штаб-квартира которого находится в США, а производство разбросано по всему миру, в т.ч. и в России. И наш прибор - точная копия тех, что делают в Канаде, США или какой-нибудь другой стране. Но продавать его в России мы не можем. Потому что только для того, чтобы его можно было показать возможному покупателю, меня «пускают по большому кругу», т.е. посылают собирать огромное количество бумаг, согласующих такую возможность. Ну разве не абсурд? Это при том, что точно такую же установку для тех же целей Россия уже покупает, но вчетверо дороже. Создается впечатление, что нам осмысленно мешают выйти на рынок и принять участие в конкурентной борьбе, а также освоить свой рынок.
- А как вы думаете, это как-то связано с коррупцией, или налицо просто очередное наше «хотели как лучше...»?
- Скорее всего, и то и другое. Мир и без того тесен, а наш профессиональный - еще более того. Все друг друга знают, кто-то с кем-то вместе учился, у кого-то где-то племянник и «как не порадеть родному человечку» - все это есть. Тем более что платит-то за аппарат не частная фирма, а государственное учреждение, т.е. деньги казенные, а вот сколько их и зачем они так расходуются - это никому неинтересно. И самое-то обидное - изменить такую ситуацию сегодня просто невозможно. Нет такой официальной структуры, которая, узнав об этом, скажем, из той же печати, могла бы сказать: «Ребята, ну что вы лезете к нам со своей дорогущей железкой, когда на рынке есть более дешевые аналоги, давайте их сравним!» Так нет. Потому что нет прозрачной, открытой процедуры выбора поставщика.
- А как вы относитесь к практике проведения таких рабочих встреч, которая недавно состоялась в ЦДП? Это шаг в правильном направлении?
- И да и нет. Потому что отчасти получается некая потемкинская деревня - ехали мимо, посмотрели, все вроде хорошо, люди работают. А то, что за две-три минуты просто невозможно что-то рассказать по существу - не так уж и важно. Но, с другой стороны, это дает хоть небольшой, но все-таки шанс тем, кто хочет предложить что-то свое. Но тут сразу же высвечивается проблема: а кто смотрит? Непрофессионалу все это неинтересно и непонятно, а структуры, которая включала бы в себя и врачей, знакомых с мировой практикой лечения, и специалистов, ориентирующихся в технических вопросах, у нас сегодня, к сожалению, просто не существует. Вот и получается, что мы говорим, а слышать нас некому.
- А как сегодня обстоит дело с обучением персонала поликлиник и больниц, ведь без этого спрос на новую технику никогда не появится, лечить будут по старинке?
- Это больной вопрос! У нас сегодня ни в одном медицинском вузе нет ни одного курса, пусть даже факультативного, где студентам - нашим будущим врачам - давали бы информацию о новых методиках и новой аппаратуре, на основе которой эти методики созданы. Вот и получается, что единственные, кто этим занимается, - это мы, производители. В рамках Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) мы организуем курсы, где практикующие врачи, желающие узнать что-то новое, получают специализацию. Но не будь нашей инициативы, не было бы и этого. Никакой поддержки сверху мы не ощущаем, там только говорят об инновациях и каким-то непонятным образом распределяют бюджеты. Куда, как, по какому принципу - неясно. Я, например, довольно часто читаю лекции в РМАПО, рассказываю о лазерах, возможностях их применения в лечебной практике, но оказывается, что врачи слышат об этом впервые и просто рот открывают от удивления. А во всем мире это уже давно хорошо известно! Вот где проблема, мы и здесь с каждым днем отстаем.

«Наш покупатель - частные клиники. Они умеют считать деньги»

На вопросы корреспондента отвечает генеральный директор научно-производственного предприятия «Биотех-М» И. Саркисов.
- Игорь Юрьевич, что вы думаете о практике реализации Закона № 94-ФЗ, как строятся ваши взаимоотношения с покупателем?
- Никак не строятся. Проблема такая: для того чтобы участвовать в процессе закупки, надо прописать технические характеристики изделия. В этом - ахиллесова пята данного закона. Тот, кто имеет доступ к прописи и помещению в конкурсную документацию технических характеристик, - тот эти конкурсы и выигрывает. А доступ этот осуществляется с помощью известных способов представителями крупных фирм, в основном зарубежных. Допустим, что конкурс проводит департамент здравоохранения. Существует структура, которой поручено заниматься этим делом, допустим ГУП «Медтехника». Они смотрят на существующие предложения со стороны производителей и поставщиков. И дальше прописываются технические характеристики не лучшего оборудования. И еще один инструмент: прописывается некая множественность, ведь есть ключевые характеристики, а есть второстепенные. Так вот, прописываются именно они, второстепенные. Например, если речь идет об автомобиле - ключевой характеристикой является мощность двигателя. А прописывается не мощность, а цвет двигателя. Что получится в результате? Тендер выиграет тот, кто предложит правильный цвет. А дальше начинается цирк. Мы предлагаем изделия на основе анализа ключевых характеристик, а тендерная комиссия их просто не рассматривает. У них в руках список с массой второстепенных характеристик, на основании которых они и производят отбор. А мы со своими основными оказываемся в стороне. В итоге очень часто закупается оборудование, которое стоит в полтора-два раза дороже, оно поступает в лечебное учреждение, его ставят куда-нибудь в уголок, накрывают тряпочкой и уже за свои деньги закупают эффективное, современное оборудование, на котором и работают. Вот как не в теории, а на практике сегодня работает ФЗ № 94 со всеми дополнениями и разъяснениями.
- Но как же в этих условиях находит точки сбыта ваше предприятие?
- Да очень просто. Наши покупатели - это частные клиники и больницы. Они умеют считать деньги, потому что это свои деньги. Они очень тщательно отслеживают все изменения на рынке, проводят анализ и на основе этого анализа закупают аппаратуру. Рассматривают все вопросы: надежность, эффективность, экономичность, гарантии, техобслуживание, комплектующие, т.е. покупают не кота в мешке, а только самое лучшее. Вот это наш основной клиент, по этим характеристикам наша техника их устраивает, а государственные учреждения живут по другим законам. Именно поэтому там все эти тендеры в течение уже многих лет выигрывают совсем другие производители и поставщики.

«Есть инновационная техника, а до практикующего врача она не доходит»

На вопросы газеты отвечает генеральный директор ООО НПП «ЛАЗМА» В. Сидоров.
- Виктор Васильевич, какова ваша оценка тех условий, которые предусмотрены в Законе о размещении заказов, известном под номером 94-ФЗ?
- А при чем здесь моя оценка? Мы работаем в тех условиях и по тем правилам, которые сегодня существуют. Других-то нет и не предвидится. Приспосабливаемся! Хотя, что греха таить, непременное условие, чтобы твой аппарат был дешевле, чем у конкурента, не представляется нам правильным и дальновидным. «Дешевый» ведь не значит «наиболее эффективный». Нам легче, чем коллегам, только потому, что в России аналогов нашим аппаратам просто никто не производит. А что касается зарубежных, то они, конечно, есть, но стоят в разы дороже. Так что вопроса, у кого будет покупать государство, просто нет, мы единственные в этом сегменте рынка.
- А каким образом ваша продукция находит своего пользователя, как специалисты медучреждений узнают о том, что такая аппаратура вообще существует?
- Да, здесь есть проблема. Получается некий разрыв: есть инновационная техника, а до практикующего врача она не доходит. И сделать так, чтобы она попала ему в руки, достаточно трудно. Почему? Есть несколько причин. Первая: он просто ничего о ней не знает, а значит, и не ищет. Вторая: известный консерватизм самой медицинской общественности, нежелание осваивать новые аппараты и технологии. И третья: отсутствие административного рычага, который должен иногда просто заставлять руководителей лечебных учреждений осваивать новую технику. И в этой связи, я считаю, было бы неплохо, если бы в отчетности медицинских учреждений была позиция о внедрении новых технологий. Это бы заставило некоторых руководителей подумать, где и что можно изменить в привычных методах лечения, а значит, закупить новую технику. Но сегодня они отчитываются не за качество лечения, а совсем по другим позициям, а новая техника там совсем не нужна. Другое дело коммерческая медицина. Там как раз качество стоит на первом месте. Поэтому именно там можно встретить самую современную аппаратуру - как диагностическую, так и лечебную.

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark