Обсуждаем проблему

Малый бизнес по-болгарски

Малый бизнес по-болгарски

 Русский язык в Болгарии знают неплохо, а иные так даже очень хорошо, особенно люди постарше - им преподавали его в школе.  Впрочем, и молодежь сейчас активно учит русский: бизнес - особенно строительный, туристический - ориентирован тут сегодня в основном на россиян. Так что беседовать с Митко Божановым, владельцем небольшой фабрики «Сияна мебел» в Болгарии, мне было очень легко и приятно: языковой барьер, можно сказать, отсутствовал полностью.

Начало

Митко Божанов вырос в небольшом приморском городке Каблешково, в обычной рабочей семье. Окончив школу, поступил в электротехнический техникум. После техникума какое-то время проработал водителем в госучреждении. Потом - армия. Словом, начиналось все точно так же, как у тысяч других молодых болгар, да и русских парней времен социализма. Вот только вернувшись из армии в 1990 году, он страну не узнал, все изменилось кардинально!

С одной стороны,  уже разрешена предпринимательская деятельность, и любой мало-мальски активный человек поспешил открыть свое дело. С другой - царит хаос: старые хозяйственные связи разрушились, магазины пустуют, фабрики или стоят, или едва теплятся, страдая от отсутствия заказов. Знакомо, правда?

Работы тогда не было, нужно было что-то срочно придумать. Занялся торговлей. Где-то что-то покупал, потом перепродавал. Но понимал, что надо найти какой-то более серьезный источник доходов.

Получилось все почти случайно. Дело в том, что Митко женился, ему срочно потребовалась мебель, а найти ее на тот момент представлялось задачей почти невыполнимой. Как человек находчивый и упорный, он начал методично обзванивать мебельные фабрики Болгарии. Магазины, как уже отмечалось, в то время не могли предъявить ничего, кроме пустых прилавков. Его усилия увенчались успехом: он нашел небольшую фабрику в г. Плевен, где ему сказали: «Мебель есть, приезжайте».

Когда вез спальный гарнитур домой, пришла простая мысль: «Я ведь не один такой, кровати и шкафы нужны сотням, и они также мучаются, ищут». Вот так появляются идеи для бизнеса.

 Со своим старым другом он напечатал в маленькой типографии листочки с объявлением о том, что их фирма (на самом деле никакой фирмы тогда, естественно, еще не было) принимает заказы на доставку мебели. В качестве контактной информации указал домашний номер телефона.

- У нас был старый-престарый «Москвич», - рассказывает Митко, - и мы сами переделали его в грузовичок.

Видя мое недоумение, поясняет:

- Да просто отпилили часть верха, вот вам и кузов!

На этой странной машине стали возить спальные гарнитуры с фабрики, благо заказов было - море, ездили в Плевен 3-4 раза в неделю. Через несколько месяцев у них был уже настоящий грузовик и собственное помещение под офис в Бургасе, городе с 1,5-миллионным населением!

Фирма - зарегистрированная наконец по всем правилам - росла как на дрожжах. Вместо офиса оборудовали магазин, потом открыли второй. Установили связи еще с несколькими фабриками. Даже экспортом стали заниматься - поставлять мебель в Москву. Подумывали открыть собственное производство...

Кризис № 1

Все планы рухнули, когда в Болгарии грянул кризис 1997 года (за год до российского дефолта).

- Это был очень тяжелый кризис. Люди потеряли все деньги. Понимаете - все! - восклицает Митко.

Сбережения и доходы от предпринимательской деятельности в стране все хранили в национальной валюте - левах. Доллар резко подскочил - лев, соответственно, упал. Имеющийся у людей капитал мгновенно обесценился. Митко привел такой пример:

- Представьте: мне дают, скажем, под заказ мебели 3 тысячи левов, а пока я еду за ней, она уже подорожала до 30 тысяч. Каждый день все меняется, и непонятно, за сколько я должен продать сегодня стул, который купил вчера.

Как и масса других предпринимателей, в мгновение ока Митко со своим партнером стали банкротами. Да, никуда не делся грузовик, да, по-прежнему у фирмы были помещения в собственности, но денег на счету - ноль... Покупать мебель или совершать какие-то другие операции стало невозможно. Друг после такого потрясения решил выйти из бизнеса, навсегда. Имущество фирмы они честно поделили.

Митко остался. Продал практически за бесценок свою долю - магазин: нужна была хотя бы крошечная сумма для того, чтобы начать все сначала. Решил делать диваны. Сам, своими руками.

- Вот здесь - он с усмешкой показывает свои пальцы, - нет ни одного места, куда бы не воткнулась хотя бы раз железная скобка, которой крепят ткань.

- Разве нельзя было пригласить специалиста-мебельщика? - спрашиваю я.

- Как пригласить, кого пригласить, если у тебя нет денег, вообще нет! - смеется он.

И дальше рассказывает:

- Я купил хороший итальянский диван и ... разобрал его до винтика. Чтобы посмотреть, как он сделан. Потом снял небольшой ангар, нанял женщину, которая умела кроить ткань. И начал делать свои первые диваны. Сначала не очень-то получалось, но потом  - все лучше и лучше.   

Лучше настолько, что вскоре вместо ангара он уже смог снять в аренду помещение под фабрику, купить итальянское оборудование и взять на работу нескольких классных специалистов.   

Страна оправлялась от кризиса, мебель шла нарасхват. С развитием производства возник закономерный вопрос: зачем ограничиваться выпуском только диванов и кресел? Сказано - сделано. Очень скоро они освоили выпуск и кухонных гарнитуров, и спален, и гостиных... Сейчас фабрика «Сияна мебел» в Каблешково, где трудятся уже 30 человек, едва справляется с потоком заказов, особенно летом, когда в Болгарию приезжают российские покупатели недвижимости (а их немало) и начинают обставлять свои апартаменты.

Кризис № 2

- Нынешний кризис сильно на вас повлиял? - поинтересовалась я у него.

- Не слишком. Спрос практически не упал. Правда, цены на нашу продукцию снизились процентов на 20.

- Но ведь наверняка и расходные материалы теперь обходятся вам дешевле?

- Да, но всего на 10 процентов, то есть 10 мы все же теряем по сравнению с докризисным временем. И все же я считаю, что в кризисе есть и много положительного. Он оздоравливает экономику. В такие периоды разоряются в первую очередь слабые предприятия - те, кто выпускает некачественную продукцию, кто не заработал хорошей репутации, а с ней - и постоянной клиентуры. Они всегда мешают добросовестным производителям - например, тем, что переманивают клиентов низкими ценами.

- Понимаю. Мебель - не одежда, тут дефекты сразу не видны. Диван может выглядеть очень привлекательно, но вы покупаете его - и он в течение месяца начинает разваливаться на глазах. С этого момента вы начинаете смотреть с подозрением на всех мебельщиков...

- Сейчас таких фирм стало меньше, они просто лопнули.

- Возможно, еще и потому, что кредиты на покупку материалов стало трудно получить?

- Может быть. Вот мне, к примеру, кредит дадут легко, стоит только обратиться в банк: моей фабрике десять лет, у меня первоклассное оборудование - сейчас, кстати, новый суперсовременный станок купили, - у меня безупречная репутация. Но мне не нужны кредиты! Я работаю под заказ, имею доход от магазинов, а главное - это теперь мой принцип: обходиться без долгов. Хотя ставки по кредитам не слишком большие, примерно 9%.

- Кризис долго продлится, на ваш взгляд?

- Мне кажется, уже через год все начнет выправляться.

- Как вы считаете, усилиями болгарского правительства создается благоприятный климат для бизнеса?

- Думаю, да. Год назад в Болгарии было решено ввести плоскую шкалу налогов: все предприниматели независимо от уровня доходов платят всего 10 процентов налоговых вычетов. Раньше доходило до 30 процентов - и все практически замерло на одном уровне, развития не было. Сейчас же такое оживление во всех сферах, это очень заметно.

Домик у моря

То, что и Митко, и другие предприниматели в Болгарии настроены довольно оптимистично, объясняется не только низкими налогами - стране активно помогает Евросоюз, выделяя миллиарды евро на поддержку страны. Строятся дороги, связывающие крупные города, делаются вливания в сельское хозяйство. Каждый вложенный  в сельхозпроизводство евро тут щедро поощряется дотациями. То есть если вы купили, скажем, трактор за 50 тысяч, то половина этой суммы вам тут же возвращается.

Не все, конечно, так уж идиллически. В откровенных разговорах не раз произносилось слово «коррупция». Здесь она такая же раковая опухоль экономической системы, как и в России.

- Все вроде строится, развивается, - вздохнул в ходе беседы Митко, - но когда подумаешь, какие огромные средства вкладываются, сразу мысль: и где они? Да с такими деньгами страна должна была бы уже процветать!  Я не удивился, когда сообщили, что выделение очередного транша Евросоюз приостановил, требует контроля за финансами.

Вот что действительно развивается фантастическими темпами - и даже кризис этому особенно не помешал, - так это строительная индустрия. Сейчас Болгария - пожалуй, последняя страна в Восточной Европе, где цены на жилье еще не «кусаются», и потому инвестиции льются сюда широкой рекой. Вначале, когда стоимость квадратного метра росла здесь на 15-20, а то и 30 процентов в год,  этот рынок активно осваивали англичане: покупали недвижимость на «нулевой» стадии строительства по одной цене, продавали уже готовые квартиры по другой.

- Это были чисто финансовые операции, - рассказывали мне многие болгары, - англичане делали деньги. Покупали в основном по Интернету, особо не интересуясь объектами, материалами, из которых они возводились, так что и строилось тогда все как попало, из чего придется. Сейчас ситуация другая, сюда пришли русские. А они покупают, как правило, для себя, а не на продажу, так что время виртуальных сделок прошло. Русский обязательно приедет, рассмотрит, что ему предлагают, со всех сторон, попробует, как говорится, на зуб. Поэтому и качество строительства стало выше.

Я думаю, они слегка лукавили: на самом деле заметно повысить качество строящихся объектов помог четко отлаженный механизм контроля. На каждой стадии строительства - а их 16 - сюда приходит комиссия и составляет акт о состоянии работ. Первый акт - когда заливается фундамент, второй - когда окончен первый этаж, и т.д. Комиссия состоит из представителей муниципальных властей и независимых экспертов, которые очень дорожат своей лицензией. Если, не дай бог, впоследствии произойдет обрушение или вылезет какой-либо дефект, эксперт (скажем, по бетону, или по перекрытиям, по кровле) будет привлечен к уголовной ответственности и, само собой, лишится лицензии. А значит, и права заниматься данной деятельностью.

Надо отметить, что цены на недвижимость в прибрежной зоне стабилизировались на уровне где-то 1000 евро за квадратный метр плюс-минус 200 евро (если не считать объекты премиум-класса). Согласитесь, недорого, если учесть, что сдаются квартиры не в виде бетонной коробки, которую надо еще «доводить до ума» - настилать полы, штукатурить и т.д., - а совершенно готовые: с полной отделкой, сантехникой, бойлером в ванной и даже, как правило, с кондиционером. Словом, покупай мебель и живи.

В чем причина относительной дешевизны? В Болгарии абсолютно все коммуникации проводятся за государственный счет, так что все расходы инвестора - это расходы только на землю и само строительство.

Туристический сезон

Больше всего домов вырастает, конечно же, у моря. Это и жилые комплексы, и большие и маленькие отели. Строят, как правило, очень быстро: в октябре начинают - к лету, к заезду туристов, заканчивают.

Туризм ведь - тоже весьма доходная сфера. И все здесь это понимают. На государственном уровне принято много важных решений: нельзя, к примеру, возводить отели менее чем в 100 метрах от моря, это позволит сохранить великолепные песчаные пляжи. С недавних пор нельзя в прибрежной зоне строить дома выше четырех этажей. Запрещено также заниматься строительством с середины мая по октябрь, чтобы не мешать отдыхающим.

Сейчас здесь в купальный сезон так же легко снять гостиничный номер или частные апартаменты, как это делается где-нибудь в Сочи или Анапе, везде висят объявления: «Сдается в наем».

Жизнь в это время бьет ключом. Таксисты наперебой предлагают отвезти вас в старинный Несебр - город-сказку, город-игрушку... В плену его сувенирных лавок вы не заметите, как пролетит день.

В отелях сосредоточенно чистят бассейны, вешают на балконы корзинки разноцветных петуний и герани.

Всюду работают кафе и рестораны, где и малышня, и взрослые уплетают вкусную рыбку цацу, сильно смахивающую на нашу кильку. По пляжу ходят дюжие парни с огромным котлом и орут во все горло: «Царевица!» (кукуруза - прим. авт.).

Одних заманивают прокатиться на «банане», других - на парашюте. В общем, все как в любом курортном местечке мира в самые благодатные дни: для кого-то отдых, а для кого-то - самая напряженная пора.

В конце нашего разговора я спросила у Митко:

- Кто становится успешным предпринимателем? Кому это, что называется, от природы дано?

 - Да что тут гадать? Успешен то, кто не ленив. Кто всегда работает. Посмотрите - тут он обвел рукой сплошную застройку прибрежного села Равда, где мы находились, - всего десять лет назад тут ничего не было, ни-че-го! Голая земля. А сейчас? Так вот: это все построили неленивые.

 

 

Татьяна Шидловская

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark