Обсуждаем проблему

Горожанам безопасность обеспечена

Горожанам безопасность обеспечена

«Умный город» - это, в первую очередь, безопасный город. Именно поэтому, продолжая обсуждение темы интеллектуализации городов, мы сегодня беседуем с Тимуром Векиловым, генеральным директором компании «Вокорд», о современных системах «Безопасный город», обеспечении общественной безопасности, транспортной безопасности и безопасности на дорогах.

- Правильно ли я понимаю, что в проекте «Безопасный город» технологии видеонаблюдения являются одним из его центральных элементов?

- Действительно, проекты уровня «Безопасный город», как правило, являются сложными и комплексными, в них задействованы системы различных уровней и классов, зачастую относящиеся к области ответственности различных ведомств. При этом в проектах «Безопасный город» технологии видеонаблюдения являются одними из ключевых составляющих, поскольку позволяют контролировать и собирать значительную часть данных о ситуации на объектах городского хозяйства. Это могут быть как системы обзорного видеонаблюдения, так и сложные интеллектуальные системы видеоаналитики и автоматизации городских процессов.

Важно, что такие системы являются основным информационным каналом для лиц, принимающих решения в кризисных ситуациях. Именно поэтому крайне важно, чтобы системы видеонаблюдения давали не просто картинку, но и обладали определенным уровнем аналитики, - «интеллекта», если угодно.

Наш опыт построения подобных систем в городах России и стран СНГ говорит о том, что наиболее востребованными со стороны организаций, эксплуатирующих системы класса «Безопасных город», являются такие аналитические функции систем видеонаблюдения, как распознавание лиц в потоке людей и автоматический подсчет их числа. При этом нас часто просят включить в состав системы аналитические функции по распознаванию поведения толпы.

Если говорить о дорожной безопасности, то это, конечно, распознавание номеров автомобилей и типов транспортных средств. Ну, и по-прежнему востребованы уже ставшие на сегодня стандартными функции контроля запретных зон и периметров, а также детектирование оставленных предметов.

Еще раз подчеркну: крайне важно помнить, что данной информацией будут пользоваться представители различных ведомств, принимающие решения на разных уровнях. Соответственно, аналитика должна быть максимально достоверной и с минимальным количеством ложных срабатываний.

- Насколько развиты эти технологии в России?

- Само по себе видеонаблюдение не является чем-то новым для российского рынка, ведь оно используется повсеместно и находится на достаточно высоком уровне развития в России. Другое дело, когда речь идет об интеллектуальных системах, способных не только собрать информацию и передать ее в центр обработки данных, но и проанализировать ее.

Сегодня в России, к сожалению, пока не так много компаний, которые успешно занимаются разработкой и внедрением таких систем. И, в основном, это разрозненные системы, хотя в проектах «Безопасный город» особенно важно грамотно и «безболезненно» интегрировать систему с другими решениями, входящими в этот комплекс. Поэтому к нам нередко обращаются разработчики и интеграторы, у которых есть достаточно неплохие решения или технологии (пусть и не свои), но нет понимания, как правильно производить такую интеграцию.

- Соответствуют ли отечественные решения мировым стандартам? Где (в каких направлениях) используются и какие задачи решают?

- Если говорить о мировых стандартах в этой области, то речь здесь идет не о стандартах как таковых, а о концепции «Безопасный город», которая подразумевает безопасное комфортное проживание граждан на определенной территории. И некоторые решения, представленные на российском рынке, не просто соответствуют, а превосходят требования этого подхода.

Скажем, система распознавания лиц VOCORD FaceControl 3D была специально разработана для выявления лиц, представляющих угрозу для окружающих людей, при этом, не мешая и не задерживая самих окружающих. Система распознает лица «на лету», в режиме реального времени, а процесс распознавания и сравнения с базой данных занимает от 0,5 до 0,7 с. Система сравнивает 3D-модели лиц с эталонными моделями или изображениями, ищет совпадения и уведомляет оператора, если совпадение найдено. П

ри этом здесь не требуется кооперативности от распознаваемых, система не чувствительна и к таким помехам, как очки, макияж, растительность на лице, экзотические прически и прочее. Насколько я знаю, в мире таких решений пока просто нет.

- Что собой представляет современная интеллектуальная транспортная система? Насколько это сложный проект (внедрение такой системы) для большого/небольшого города?

- Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) - это одно из наиболее востребованных на сегодня направлений программ «Безопасный город». Под ИТС понимается система, которая способна выполнять большой спектр задач: от фиксации нарушений ПДД и контроля дорожного трафика до сложной аналитики в области управления транспортными потоками.

Например, анализ статистики транспортных потоков делает возможным найти более эффективный путь управления дорожным движением, и, как следствие, поднять эффективность дорожного хозяйства, оптимизировать маршруты городского транспорта.

Приведу наглядный пример: системы автоматической фиксации нарушений ПДД VOCORD Traffic умеют не только фиксировать факты нарушений, но вести дорожную статистику (количество и тип проехавших по определенному участку дороги автомобилей) и наблюдать за обстановкой на дорогах.

Эти функции пользуются особым спросом, ведь дело тут не только в пополнении бюджетов за счет выписывания штрафов (хотя и это очень важно), но, прежде всего, в том, что такие системы способствуют снижению аварийности на дорогах, а кроме того, своевременно информируют соответствующие службы об авариях, заторах и прочих дорожных инцидентах.

- Насколько повышается дисциплинированность водителей и пешеходов, после запуска системы в эксплуатацию? Способно ли повсеместное внедрение интеллектуальных транспортных систем решить задачи, поставленные Президентом РФ в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», цель которой - сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом?

- Вполне естественно, что дисциплинированность водителей на трассах, где внедрена система видеонаблюдения, резко повышается: ведь если водитель знает, что по пути движения расположены камеры, он, как правило, снижает скорость - и это чисто психологический фактор. А вот что говорит статистика.

По нашим данным, в тех местах, где мы установили системы фиксации нарушений ПДД и измерения скорости, общее количество правонарушений уменьшилось в среднем на 75%. В качестве примера могу привести проект, в рамках которого была установлена система фиксации нарушения скоростного режима перед мостом через реку. Сотрудники ДПС сообщали, что ранее на этом участке в среднем раз в месяц происходили серьезные ДТП. После же установки нашей системы более полутора лет назад, здесь до сего дня не было зафиксировано ни одной аварии. Конечно же, ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения», призвана и должна привести к положительным результатам в плане снижения смертности, количества и тяжести ДТП на дорогах.

Однако для ее успешной реализации особенно важен правильный выбор поставщиков и подрядчиков, которые будут осуществлять поставку, внедрение и непосредственную установку интеллектуальных транспортных систем. Поэтому здесь необходимо учитывать и наличие опыта в реализации соответствующих проектов (от крупных федеральных трасс до небольших перекрестков), и качество предлагаемого решения, и возможность максимально полно использовать систему (для фиксации максимального числа нарушений, для сбора дорожной статистики, для определения инцидентов и др.), и возможность интеграции с другими системами. Словом, необходимо уделять внимание всем факторам, влияющим на достижение цели.

- Какие еще задачи выполняют технологии видеонаблюдения для обеспечения безопасности на транспорте? Если возможно, приведите примеры использования таких систем в Москве и Подмосковье.

-Транспортная сфера является одной из наиболее важных экономических составляющих жизнедеятельности страны, поэтому вопросы безопасности на транспорте столь остры и важны.

Я уже говорил, что системы видеонаблюдения в этом контексте являются одним из важнейших инструментов, одна из основных функций которого - обеспечение бесперебойного контроля на объектах. На сегодня эти функции ограничиваются, в основном, обзорным видеонаблюдением с автоматическим выделением и контролем запретных зон, детектором оставленных предметов и видеоархивом.

Однако мы уверены, что системы видеонаблюдения должны быть не просто пассивным наблюдателем, а стать активным помощником правоохранительных органов.

В частности, системы распознавания лиц, о которых я упомянул выше, могут быть использованы для поиска злоумышленников среди посетителей транспортных объектов, причем не только непосредственно внутри, но уже и на подступах к ним.

Так, системы контроля парковок автотранспорта на привокзальных территориях (или на территориях у аэропортов) могут выявлять автомобили, находящиеся в розыске (причем не только на въезде/выезде, но и непосредственно на парковке - путем сканирования парковочного пространства), и отправлять соответствующий сигнал сотрудникам спецподразделений.

Например, на железнодорожных переездах в Московской области, оснащенных нашими системами видеонаблюдения и распознавания, теперь фиксируются не только нарушители правил проезда через переезд, но и отслеживается появление человека в запрещенной или опасной зоне.

- Оправдывает ли себя городское видеонаблюдение в публичных местах? В одном из недавних выступлений специалистов я услышал о целом ряде сложностей при аналитической обработке данных такой системы. Так ли это? Какие основные рекомендации Вы можете дать заказчикам по этому поводу?

- Вы знаете, я считаю, что если система видеонаблюдения, установленная в общественном месте, помогла раскрыть или предотвратить хотя бы одно преступление, то эта система уже себя оправдала. Конечно, при реализации проектов городского видеонаблюдения в публичных местах, возникает много трудностей - от правильной (т.е. максимально эффективной) расстановки видеокамер и подведения к ним питания и каналов связи до точной настройки аналитических инструментов и эффективности использования вычислительных мощностей. Как правило, в каждом проекте свои тонкости и проблемы.

Однако, опираясь на собственный опыт, мы выработали подходы и внедрили технологии, которые позволяют если не избежать трудностей, то хотя бы их минимизировать. В частности, порой можно услышать, что системы распознавания очень требовательны к каналам связи. Это справедливо, но не для всех систем. Например, для распознавания лиц мы разработали специальный алгоритм, который позволяет производить первичную обработку видеоизображения непосредственно на камере: при том, что камера контролирует большую область (картинку), она сама «вырезает» и передает на сервер только лица людей, попавших в поле ее зрения.

Таким образом, достигается существенная экономия ресурсов на трафике, причем заказчики могут эксплуатировать подобные системы без потери качества, используя даже 2G- соединение. Но вообще, мы рекомендуем потенциальным клиентам обязательно проводить тестирование системы в реальных условиях, сравнивать несколько решений, обращать внимание не только на цену, но и на стоимость эксплуатации, уровень предлагаемой поддержки и реакции на запросы.

- А насколько широко вошло сегодня в практику проводить такие тестирования систем видеонаблюдения разных производителей при выборе заказчиком решения для конкретного проекта? Как это происходит и по каким критериям?

- Вопрос очень актуальный. С одной стороны, многие заказчики уже стали системно подходить к выбору систем видеонаблюдения, оценивая перед внедрением все возможности системы. Но, вместе с тем, далеко не всегда такие тестирования проходят в условиях, удовлетворяющих требованиям и критериям, при которых система будет непосредственно эксплуатироваться. А это крайне необходимо.

Более того, нужно, чтобы критерии тестирования работы системы были выработаны независимыми экспертами, имели четкую и однозначную систему оценок. Например, при проведении испытаний интеллектуальных систем видеонаблюдения важны не параметры камеры (количество магапикселей или какие-то иные), а условия освещенности, плотность потока (автомобилей, если мы говорим об ИТС, или потока людей, если речь идет о распознавании лиц), ширина зоны захвата, скорость объектов.

Соответственно, крайне важен и состав экспертной комиссии. К сожалению, зачастую при проведении испытаний у заказчика в состав «жюри» входят люди, не являющиеся экспертами в данной области. А это порой приводит к тому, что оценки носят скорее эмоциональный, нежели рациональный характер. В этом случае риски неправильного выбора системы очень высоки. Избежать подобной ситуации можно, если к подобным испытаниям заказчик будет привлекать независимый орган по сертификации, состоящий из представителей экспертного сообщества. Причем у такой экспертной группы должна быть утвержденная программа испытаний и право выдачи сертификата на «срок эксплуатации» конкретного решения того или иного производителя.

- Не так давно Вы вывели на российский рынок новую технологию 3D распознавания лиц (система биометрической идентификации). Что это за технология? Какие новые возможности она открывает для обеспечения безопасности в городе?

- Действительно, недавно мы вывели на рынок новый продукт VOCORD FaceControl 3D, в основе которого лежит абсолютно инновационная собственная технология по распознаванию лиц. Разработки такого класса, зачастую «опережающие» требования рынка, являются «детищем» нашего отдела R&D (Research and Development), подавляющее большинство сотрудников которого вовлечены в научно-исследовательскую деятельность. Технически, решение VOCORD FaceControl 3D основано на синхронных снимках, выполненных стереокамерами, построении 3D-модели лица и последующем сравнении такой 3D-модели с уже имеющейся в базе данных 3D-моделью, или же с обычной фотографией.

Принципиальная новизна технологии состоит в том, что система не требует кооперативности (содействия) со стороны распознаваемого (человеку не нужно специально подходить к камере, ждать, пока система его идентифицирует) ей не важно, носит ли человек очки, какая у него сейчас прическа и т.д. Кроме того, эта технология решает основные проблемы традиционных систем биометрической идентификации: чувствительности к повороту головы, мимике, условиям освещения. Причем в нашем решении выделение лица человека в потоке, создание 3D-модели и сравнение ее с эталонной базой данных занимает не более секунды.

Использование подобных систем будет особенно эффективно в тех областях, где требуется быстро и без задержек выявить потенциальных злоумышленников и не допустить их на объекты - например, при входе на вокзалы и в аэропорты, на стадионы и в магазины. Кстати, такая система может быть интегрирована в систему контроля доступа заказчика. Также предусмотрена интеграция VOCORD FaceControl 3D в CRM- систему банка, магазина или автосалона, где заказчикам требуется определить важного клиента, не докучая ему расспросами.

- Где и как еще могут быть полезны (применимы) технологии видеонаблюдения в современном городе? Как эти технологии будут развиваться в ближайшие годы?

- Полагаю, что с точки зрения востребованности на рынке наиболее перспективные направления - это телемедицина, видеоконференцсвязь, образование и ряд других ниш, которые еще только будут формироваться. Также мы видим устойчивую тенденцию использования интеллектуальных систем видеонаблюдения в автомобилестроении, когда системы, установленные на борту автомобиля, помогают водителю ориентироваться в дорожной обстановке и даже брать на себя некоторые функции по управлению транспортным средством.

Отмечу также, что в последнее время становятся все более востребованными законченные отраслевые решения, а не отдельные продукты и программы. Для себя мы выделили отраслевые группы, где будет особенно активно формироваться спрос на технологии интеллектуального видеонаблюдения: это - банковский сектор, ритейл, спортивные объекты и образование.

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark